Электронная подпись (ЭП) становится привычным элементом повседневной жизни. Вводя логин и пароль для входа на Госуслуги, многие люди даже не подозревают, что эта комбинация тоже является разновидностью ЭП. Иметь базовое представление о том, какие виды электронной подписи существуют и где их можно применить, очень полезно, ведь с появлением государственного мобильного приложения Госключ даже усиленная ЭП становится доступной каждому.
Основную информацию можно найти в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В соответствии с законом существует три основных вида электронной подписи:
Посмотрим, что «умеет» каждая из них.
ПЭП — это привычные комбинации из логина и пароля или коды из СМС, которыми мы активно пользуемся каждый день, когда проходим процедуру авторизации в личных кабинетах или совершаем покупки в интернет-магазинах. Основная цель такой подписи — подтвердить, что действие совершает определенный человек. Для создания ПЭП не нужно устанавливать какое-либо дополнительное ПО — ее генерирует сама площадка, на которой авторизуется пользователь.
Важно, что ПЭП можно задействовать и в электронном документообороте, но для обеспечения ее легитимности нужно выполнить одно из условий:
«Простую электронную подпись можно использовать для целей документооборота, но с осторожностью и для нерисковых документов — заявлений на отпуск, приказов о работе в выходные дни и пр. Этот вид ЭП формируется без криптографии, а значит, его проще всего подделать».
Документы, содержащие гостайну, простой электронной подписью заверять нельзя.
УНЭП создается с использованием криптографического шифрования и представляет собой комбинацию из двух последовательностей символов — открытого и закрытого ключа ЭП. Закрытый ключ конфиденциален и используется непосредственно для заверения документов, тогда как открытый предназначен для проверки подлинности поставленной подписи и может предоставляться контрагенту.
Этот вид электронной подписи позволяет не только подтвердить личность подписанта, но и проверить неизменность содержания документа после заверения.
Получить УНЭП можно в удостоверяющем центре (УЦ), в том числе неаккредитованном, а также самостоятельно. Самый доступный способ — через мобильное приложение Госключ от Минцифры.
Усиленную неквалифицированную ЭП можно использовать для целей электронного документооборота, если стороны предварительно документально закрепили взаимное признание ее юридической значимости.
В кадровом ЭДО сотрудники могут подписывать УНЭП все документы, разрешенные законом для ведения в цифре, в том числе основополагающий трудовой договор.
УКЭП — это наиболее защищенный и безопасный вид электронной подписи. Такая ЭП по статусу аналогична собственноручной в соответствии с 63-ФЗ. В случае с УКЭП для обеспечения ее юридической значимости не нужно никаких дополнительных соглашений со второй стороной правоотношений — этим она отличается от ПЭП и УНЭП.
Есть и другие отличия:
УКЭП используется для организации ЭДО, участия в электронных торгах, сдачи отчетности в регулирующие инстанции, взаимодействия с государственными информационными системами.
«Использование в электронном документообороте таких видов электронной подписи, как УКЭП и УНЭП, делает его легитимным и безопасным. Мы рекомендуем применять только усиленные подписи — УКЭП для работодателей и УНЭП для работников.
В Directum HR Pro усиленные неквалифицированные подписи генерируются прямо внутри системы, которая по сути становится третьей стороной в отношениях работника и работодателя. В спорных ситуациях именно данные из системы будут подтверждать факты заверения, отправки и получения документа».
Новинка 2021 года от Минцифры — приложение для электронного подписания документов Госключ — набирает популярность. На старте проекта через госсервис можно было получить только УНЭП и заверить с ее помощью договор на услуги связи. Сегодня перечень доступных опций гораздо шире, а сгенерировать в приложении можно оба подвида усиленной подписи:
Подписи, выдаваемые в приложении, бесплатны и легитимны — законодательно их использование закреплено в
С помощью приложения сегодня уже можно заверить договор купли-продажи автомобиля, соглашение с ВУЗом о платном обучении, подтвердить аккаунт на Авито, подать документы на регистрацию бизнеса в ФНС. Создана основа для его использования в КЭДО — кадровом электронном документообороте.
Вероятно, в ближайшем будущем Госключ прочно закрепится в правоотношениях в качестве универсального инструмента подписания.
Узнать больше о госсервисе можно из материалов вебинара «Бесплатные УНЭП для всех, или Госключ в Directum HR Pro».
Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.
Internet Explorer устарел и не соответствует требованиям безопасности
Для корректного отображения информации используйте любой браузер из списка ниже: