По состоянию на 2014 год в России насчитывалось более 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства с общей численностью сотрудников около 75,5 млн человек. Хотя подавляющее большинство субъектов представляют собой индивидуальных предпринимателей и микропредприятия, в стране не менее 235 тыс. малых (от 15 до 100 работников, средняя численность 30 работников) и 17 тыс. средних предприятий (от 100 до 250 работников).
Могут и должны ли эти более чем 250 тыс. компаний составлять сферу интересов ECM-вендоров?
Главная цель статьи — разобраться, когда и в каком виде малые и средние компании нуждаются в решениях по управлению корпоративным контентом. Приступим.
Типовых процессов у средней организации немного, и они стандартны. В их числе управление и планирование, производство и обслуживание, закупки и материальное обеспечение деятельности, продажи и ведение договорной деятельности, а также бухгалтерский учет, управление персоналом и прочие «сервисные» процессы.
Задачи вроде ведения бухучета (вмененные на уровне законодательства) автоматизированы в том или ином виде у всех компаний. Прочие процессы также могут иметь в основе ИТ-инфраструктуру, но об автоматизации речь идет в единичных случаях. Причем во всех этих процессах рождается и используется структурированный или неструктурированный контент: формализованные и юридически значимые документы, отчеты и прогнозы, описания и регламенты, технические задания и поручения, формирующаяся база знаний.
Контент может представлять собой документы, а может и не представлять. Некоторые процессы всегда завязаны на создании документов: закупки и продажи, производство интеллектуальной собственности компании, коллективная работа, которая требует координации и фиксации достижений, делопроизводство, если оно имеет место быть. Управление как минимум этими процессами в привязке к документам уже совершенно точно порождает ECM-потребности. Эти потребности могут закрываться как отдельной системой, так и гибридным ECM-решением (набором средств и сервисов).
Малые и средние компании, в отличие от крупных, в большинстве своем используют именно наборы инструментов для работы с документами. Папки на общих сетевых ресурсах, облачные хранилища, электронная почта, корпоративные порталы, веб-сервисы для коллективной работы, самописные workflow-движки — в различных сочетаниях используются для управления корпоративным контентом. До определенного порога — даже успешно…
Но при наращивании численности офисных сотрудников до 50 и выше, при создании более 3 отделов, которым требуется взаимодействовать друг с другом, и при потоке около 1 500–2 000 официальных документов в год малая или средняя компания уже погружается в информационный хаос, которым целесообразно управлять централизованно при помощи полноценной ECM-системы.
Тем не менее, малый и средний бизнес тут имеет свои отличия от крупного.
Средние компании в большинстве своем не имеют сформировавшихся и отлаженных бизнес-процессов, их деятельность постоянно совершенствуется, оттачивается и претерпевает изменения. Руководство гибкое, готовое к изменениям и к быстрому принятию решений.
Коллектив малых и средних компаний обычно моложе коллектива крупных организаций, а молодые сотрудники, хоть подкованы в ИТ и могут освоить любую систему, тем не менее ожидают простых, понятных и удобных инструментов.
Как правило, малый бизнес существует без многоступенчатой иерархии, ему свойственна более плоская структура, когда задачи решаются динамичными выделенными командами, которым может помочь гибкий и мощный workflow-движок.
Относительно небольшой объем документов не порождает потребности в организации полноценного электронного архива.
И наконец, даже средние организации обычно обходятся минимальным штатом собственных ИТ-специалистов и имеют относительно малые собственные ИТ-мощности. Обыкновенно, на данном этапе у компании может не быть ИТ-стратегии и выделенного бюджета на автоматизацию.
Стоит повториться, что в качестве решения для управления корпоративным контентом в малой и средней организации может выступать набор инструментов. Причем это может быть достаточно эффективное и дешевое решение, но оно всегда предполагает ряд рисков и ограничений. Во-первых, множество мест хранения информации с большей вероятностью порождают информационный хаос — рядовым сотрудникам все-таки проще иметь единое место, где должен храниться весь контент. Во-вторых, набор инструментов и сервисов так или иначе необходимо донастраивать и интегрировать, что в конечном итоге делает решение сложным. В-третьих, собранное по частям ECM-решение, скорее всего, будет зависеть от ИТ-специалиста, его собравшего и обслуживающего; потеря этого кадра может стать фатальной.
Поэтому какое-то ядро управления контентом желательно, когда компания перешагивает за границы 50 сотрудников, 3 взаимодействующих отделов, потока в 1 500–2 000 официальных документов в год.
Характеристики, делающее ECM-решение максимально удобным и выгодным для малого и среднего бизнеса:
Такое решение, внедренное в малой или средней компании, может сделать процессы более прозрачными и контролируемыми, ускорить работу с документами, позволить централизовано управлять любыми видами контента, в целом снизить риски потерь и затраты на поиск ценной информации.
Автор: Максим Кайнер, бизнес-аналитик DIRECTUMInternet Explorer устарел и не соответствует требованиям безопасности
Для корректного отображения информации используйте любой браузер из списка ниже: