Дата материала: 17.05.2024

Все на борт: цифровые
кадровые процессы
в «ЮТэйр»

50 млн руб. в год
общая ожидаемая экономия по итогам внедрения
150+
топ-менеджеров в цифровом контуре
5-6 млн руб. в год
экономия на материальных ресурсах
7000
пользователей системы

«ЮТэйр» — российская авиакомпания. Вместе со своими дочерними структурами образует один из крупнейших в стране авиахолдингов — Группу «ЮТэйр».

Компания выполняет пассажирские и грузовые авиарейсы по России и за рубежом, обеспечивает техническое обслуживание и капитальный ремонт воздушных судов (самолетов и вертолетов) и подготовку персонала. В 2023 году регулярными рейсами «ЮТэйр» воспользовались более 7 млн пассажиров.

Авиакомпания имеет крупнейший в мире по грузоподъемности вертолетный флот и выполняет вертолетные работы.

В штате «ЮТэйр» — более 10 тыс. сотрудников.

Предпосылки проекта

Интерес к кадровому электронному документообороту (КЭДО) в Группе «ЮТэйр» возник в период пандемии, когда ответственным специалистам приходилось подписывать документы с работниками удаленно. Обширная география присутствия компании, разъездной и дистанционный характер работы сотрудников подкрепили намерение перейти на КЭДО.

Вступление в силу 377-ФЗ и 407-ФЗ дало бизнесу «зеленый свет» для перехода на новый формат.

В качестве основы для цифровизации кадровых процессов выбрали систему Directum HR Pro.
При анализе ПО учли ряд критериев:
Импортонезависимость программного продукта
Наличие экосистемы решений для других бизнес-задач
Возможность настройки сквозных бизнес-процессов
Широкая функциональность «из коробки»
Поддержка вендора и партнерская сеть

Сергей Шитов

руководитель проекта внедрения Directum HR Pro, начальник управления электронного документооборота ООО «ЮТэйр-ИТ»

«В связи с растущими потребностями во внедрении новых технологий и импортозамещении устаревшего ПО руководство компании еще в 2018 году приняло решение о переходе на новую, современную систему управления документами с поддержкой всех актуальных функций и механизмов для электронного подписания.

Проанализировав массу вариантов на рынке, мы остановились на известном отечественном решении от компании Directum, так как для нас в первую очередь была важна поддержка производителя, возможность получения обновлений не реже 2-3 раз в год, наличие партнерской сети. Уже в 2020 году, когда пандемия бросила нам вызов, мы приняли решение в первую очередь перевести в цифру кадровые процессы, так как этот блок практически не был покрыт автоматизацией».

На пути к эффективной
коммуникации

Группа «ЮТэйр» стремится обеспечить комфортный формат взаимодействия работника и работодателя. Поэтому основной целью проекта было упростить и улучшить коммуникацию, а также сделать компанию более привлекательной на рынке труда.

Ключевые задачи:

  • создать единый интерфейс для взаимодействия работодателя с сотрудниками;
  • выстроить сквозные кадровые процессы на одной платформе;
  • отказаться от бумаги и перейти на электронное подписание кадровых документов;
  • сократить операционные издержки.

Цифровые HR-процессы:
как это работает

Внедрение КЭДО на базе системы Directum HR Pro в Группе «ЮТэйр» стартовало в апреле 2023 года. В сентябре начали эксплуатировать систему в двух Обществах Группы, а с ноября 2023 по февраль 2024 года шло тиражирование решения еще на пять Обществ. В результате суммарная численность пользователей преодолела отметку в 5 тыс. сотрудников.

Для синхронизации данных об организационной структуре и сотрудниках настроили интеграцию с учетной системой 1С:ЗУП. Чтобы обеспечить работников сертификатами электронной подписи, внедрили готовое решение от вендора — интеграцию с удостоверяющим центром Контур.

В первую очередь в цифровой вид перевели запросы различных справок в кадровой и бухгалтерской службах. Затем перешли к самому востребованному процессу — оформлению отпуска, который создал предпосылки для изменения смежного блока задач — управления личным составом и планирования летной работы.

КЭДО

  • Подключение
    сотрудников
  • Ознакомление
    с документами

Заявления

  • Выдача справок
  • 2-НДФЛ
  • Выдача д/с под отчет
  • О задолженности

Доп. соглашения

  • По оплате труда

Отпуска

  • По графику
  • По заявлению
  • Подтверждение / перенос
КЭДО
  • подключение
    сотрудников
  • ознакомление
    с документами
Заявления
  • выдача справок
  • 2-НДФЛ
  • выдача д/с под отчет
  • о задолженности
Доп. соглашения
  • по оплате труда
Отпуска
  • по графику
  • по заявлению
  • подтверждение / перенос
Из-за особенностей кадрового учета и планирования отпусков в Группе «ЮТэйр» коробочное решение Directum HR Pro не смогло в полной мере закрыть потребности компании. Поэтому на проекте выполнили ряд доработок.

Планирование отпусков

В компании процесс идет без разделения на виды отпусков. Это значит, что сотрудник может запланировать все доступные дни отдыха — не важно, ежегодный оплачиваемый это отпуск или, например, отпуск за ненормированный рабочий день. Кроме того, для планирования доступны накопленные за весь период работы дни отдыха.

Штатная и организационная структуры не совпадают, поэтому для вычисления согласующего руководителя ввели дополнительные признаки.

Все эти нюансы учли в итоговой схеме процесса. При отправке заявления на согласование сотрудник может вручную скорректировать руководителя, которому уйдет задача, если система вычислила его неверно.

Руководитель в задаче на согласование отпуска видит доступное количество дней отдыха сотрудника, а также запланированные по графику периоды отпуска. Эта информация помогает оперативно принять решение.

Адресное распределение кадровых задач

Вопросы, связанные с кадровым делопроизводством, в Группе «ЮТэйр» переданы объединенному центру обслуживания (ОЦО). Каждое подразделение «ЮТэйр» закреплено за конкретным сотрудником ОЦО. Для удобной и оперативной работы в системе Directum HR Pro настроили автоматическое распределение кадровых задач по ответственным исполнителям.

Автоматическое помещение документа в дело

В зависимости от вида подписания и наличия признака «вредность» документы автоматически распределяются в конкретные дела. В будущем это поможет организовать долговременное хранение кадровых документов.

Привлечение к работе в праздничные
и выходные дни

В Группе «ЮТэйр» большинство штата трудится в сменном режиме и часто переезжает с места на место. Оформить выход сотрудников в выходной было сложно:

  • приходилось «ловить» людей, чтобы получить подписи на документах;
  • часто случались ошибки в датах выхода и отгулов (иногда они пересекались с отпусками);
  • ручной перенос данных из сканов приводил к неточностям в приказах;
  • срывались сроки оформления, в результате чего кадровые специалисты задерживались на службе;
  • учет отгулов велся в Excel, что усложняло контроль.

Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процесса стали целью нового этапа цифровизации в «ЮТэйр». Проект стартовал в ноябре 2024 года, а уже в марте перешел в опытно-промышленную эксплуатацию.

Теперь руководитель создает заявку в Directum HR Pro, выбирая сотрудников и даты выхода. Система автоматически проверяет, нет ли пересечений с отпусками. Согласование проходит по одному из двух регламентов — стандартному или срочному. Участники подтверждают заявку через веб-интерфейс или личный кабинет.


Пример заявки на привлечение к работе в выходной

После согласования сотрудник получает уведомление и выбирает условия: двойную оплату за выход на работу или одинарную с днем отдыха. Также он может отказаться от привлечения к труду. Если ответ не приходит вовремя, система автоматически фиксирует отказ.

Работник подписывает согласие и подтверждает, что знает о своем праве не согласиться. Все документы автоматически собираются в комплект, а данные попадают в специальный справочник. Затем система формирует приказ и запускает его согласование.


Запись справочника «Работа в выходные дни»

Весь процесс занимает несколько минут: руководитель создает заявку, Directum HR Pro автоматически проверяет даты и согласовывает документы. Сотрудники подтверждают выход удаленно, без бумаг и визитов в офис.

Результаты проекта

Изменения коснулись всех работников Группы «ЮТэйр» (наземный, летный, технический персонал) и топ-менеджеров: от начальников отделов/служб/цехов/летных отрядов до заместителей и директоров Обществ.

К системе Directum HR Pro подключены руководители штатных подразделений, а также ответственные за обеспечение процессов сотрудники:

  • специалисты по планированию летного персонала;
  • начальники штабов летных отрядов;
  • специалисты кадровой службы;
  • специалисты бухгалтерской службы;
  • специалисты по расчету с персоналом;
  • специалисты по учету и оплате труда;
  • табельщики.

В результате проекта

1
Кадровые процессы стали прозрачными: все изменения отслеживаются в системе, налажен контроль за согласованием документов, риск допустить ошибку при оформлении документов минимален.
2
Планирование, согласование, перенос отпусков идут быстрее: подача заявления на отпуск и его согласование теперь занимают до 5 минут вместо получаса, как это было раньше. Остатки доступных дней отпуска и пересечения дат отдыха видны как сотруднику, так и руководителю при согласовании заявлений вне графика или на перенос отпуска.
3
Существенно сократились время и трудозатраты на печать, доставку, обратную пересылку документов.
4
За первый месяц эксплуатации за счет отказа от бумаги удалось исключить из документооборота более 3 тыс. документов. При этом охват проекта на момент запуска оформления отпуска — 40% от всего персонала. Прогноз — 10 тыс. документов в месяц.
5
У сотрудников появилось «единое окно» для взаимодействия с работодателем, и они активно используют возможности нового формата. В некоторых департаментах более 90% сотрудников подключились к системе в первую неделю, через месяц показатель вырос до 96%. Работники подчеркивают удобство и простоту интерфейса системы, быстрое подключение к КЭДО, прозрачность процессов.
Заинтересованность ответственных специалистов после внедрения помогла обеспечить информированность сотрудников, организовать первую линию поддержки, а также сократить случаи нарушения закрепленных процедур.

Бизнес-эффект

-83%
Подача заявления на отпуск
и его согласование
30 мин
5 мин
-50%
Формирование и передача
приказа на подпись
6 мин
3 мин
-99,6%
Отправка доп. соглашений по оплате,
контроль подписания, возврат
24 часа
5 мин
-90%
Сбор согласий сотрудников
на работу в выходной день
10 мин
1 мин
-83%
Оформление и отправка
на согласование приказа
о работе в выходные дни
30 мин
5 мин
-96,7%
Ознакомление сотрудника
с приказом о работе в выходной
день под подпись
30 мин
1 мин
-99%
Регистрация приказа
и помещение его в дело
3 мин
1 сек
-99,5%
Фиксация переноса
отпуска
3,5 мин
1 сек
-99,9%
Возврат оригинала приказа
24 часа
1 мин
-100%
Формирование и рассылка
уведомления на отпуск
7 мин
0 сек

Планы по развитию

Настроить в системе процессы отмены/отзыва из отпуска по инициативе сотрудника и работодателя
Организовать интеграцию
с ИС Meridian
Подключить удаленное трудоустройство, перевод на другую работу, увольнение (с учетом специфики авиаотрасли и особенностей для разного вида персонала)

Запланирован полный переход из прежней системы документооборота на решения экосистемы Directum для управления делопроизводством, ознакомления с ЛНА и др.

Один из ключевых проектов на перспективу — внедрение архива для долговременного хранения юридически значимых электронных документов и организация процедур по подготовке как бумажных, так и электронных документов к сдаче и приемке.

Перед вами стоят похожие задачи?

Оставьте свои контакты, и наш специалист свяжется с вами: расскажет о практике крупных проектов автоматизации, возможностях системы Directum и ответит на ваши вопросы.

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна