Agile-управление проектами
Гибкие методологии для организации командной работы
Agile — это подход к управлению проектами, который предполагает работу короткими итерациями, на каждой из которых могут вноситься необходимые изменения. Гибкость — главная особенность и преимущество методики.
Краткая история управления agile
Гибкое управление проектами берет свое начало в 1970 году. Именно тогда американский ученый Уинстон Ройс написал статью «Управление развитием крупных программных систем», где раскритиковал последовательную разработку, которая сейчас называется «каскадная модель». На основе его работы в девяностых годах описали комплекс гибких методов создания программного обеспечения.
Принципы agile в привычном нам понимании были сформулированы в 2001 году. 17 разработчиков подготовили agile-манифест, в котором расписали свое видение процесса создания ПО. Главное отличие от водопадного подхода в том, что работы ведутся не в строгой последовательности, а параллельно.
В основе управления agile четыре ключевых идеи:
- На первом месте люди и коммуникация между участниками команды, а процессы и инструменты второстепенны.
- Акцент на качество, а не на документацию.
- Фокус на клиенте и взаимодействии с ним.
- Отклонение от первоначального плана — это нормально. Важно быть готовым к изменениям.
Если изначально agile-проекты встречались исключительно в ИТ-отрасли, то сейчас гибкие методологии распространились далеко за ее пределы. Например, подход активно используют в сфере финансов, промышленности, торговле, телекоммуникации, энергетике и других.
Гибкое управление проектами: Scrum и Kanban
Среди наиболее популярных методик можно выделить Scrum и Kanban. В Scrum основной акцент делают на контроль процесса: разработка ведется по спринтам, которые имеют четкие временные рамки. В Kanban особое внимание уделяют прозрачности процессов и грамотному распределению ресурсов: все задачи должны быть визуализированы.
Сравним две методики:
Scrum | Kanban | |
---|---|---|
Для кого подходит | Для универсальных команд. В этом подходе больше правил и рамок, которые призваны организовать участников. | Для проектов, в которых важна скорость изменений. Методика помогает быстро вносить корректировки, сохраняя качество продукта. |
Коммуникация | Регулярные летучки для синхронизации команды. | Летучки только по необходимости. Все работы и их статус зафиксированы в визуальном инструменте. |
Роли участников | Есть строгое деление по ролям. Контроль остается за scrum-мастером. | Нет строго деления. |
Этапы реализации | Состоит из спринтов с одинаковыми временными рамками. | Спринтов нет. Задачи распределяются между командой. Учитывается загрузка каждого участника. |
Плюсы и минусы управления проектами по agile
У этого подхода есть свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать.
Среди ключевых преимуществ выделяют:
- самостоятельность команды: участники могут выбирать инструменты, технологии, принимать решения в процессе реализации;
- каждый участник может влиять на конечный результат, сотрудники чувствуют свою ценность;
- благодаря гибкости компания может быстро реагировать на изменения и адаптироваться к новым факторам;
- agile-проект не требует долгого запуска, эффективное взаимодействие команды помогает всегда поддерживать актуальность работ.
При использовании подхода надо быть готовым и к сложностям. Например, частые встречи могут как стимулировать активность, так и тормозить их: постоянное совершенствование, изменения и новые вводные нередко затягивают результат. Дополнительно к каждому изменению корректируется и документация, что тоже добавляет трудоемкости.
Agile на практике
Переход на гибкое управление проектами нередко сопровождается внедрением цифровых инструментов. Если раньше особой популярностью пользовались Jira и Trello, то за последние пару лет ситуация на рынке кардинально изменилась: в августе 2023 года австралийская компания Atlassian сообщила об окончательном уходе из России.
Сейчас компании все чаще делают выбор в пользу отечественных решений. Альтернативой Jira и Trello являются «Agile-доски» от Directum. Это наглядный инструмент для организации команды, распределения работ и отслеживания загрузки всех участников.
Важно подойти к внедрению комплексно. Недостаточно только использовать инструмент, сотрудники должны знать и понимать ключевые принципы гибкой методики.