Основа любой компании — четкие внутренние и внешние процессы. Чем лучше сотрудники взаимодействуют друг с другом, начальством и заказчиками, тем выше качество продуктов или услуг этого предприятия. Чтобы создать хорошие условия для работы и эффективно управлять персоналом, используют специальную методологию — BPM.
BPM (Business Process Management) — это концепция, согласно которой бизнес-процессы рассматриваются как особые ресурсы компании, постоянно адаптируемые к изменениям. Все процессы тесно связаны друг с другом и поддерживают взаимодействие сотрудников, сервисов, подпроцессов. Концепция нужна, чтобы определить, смоделировать, проанализировать и улучшить бизнес-процессы компании.
В свою очередь бизнес-процесс — это повторяющийся порядок действий, которые необходимы для достижения определенного результата.
Существует три типа бизнес-процессов:
Все процессы компании можно описать с помощью нотаций:
Чаще всего в системах для цифровизации бизнес-процессов используют как раз нотацию BPMN, так как она более простая и наглядная.
Принципы BPM реализуются через специальные информационные системы — BPMS (Business Process Management Suite/Systems). Это ПО помогает графически изображать процессы, контролировать и оперативно их менять, подстраивая под актуальные условия компании, искать узкие места и точки роста. Выделяют четыре блока в работе с цифровыми бизнес-процессами: моделирование, исполнение, контроль, улучшение.
Первым делом необходимо описать процессы компании. Для этого используют визуальный редактор, где в виде схемы можно показать поэтапное исполнение той или иной работы. Чтобы создать модель бизнес-процесса, применяют различные нотации, которые упоминались ранее.
В современных системах моделированием занимаются аналитики самостоятельно или с минимальной помощью программистов, так как в BPMS используются low-code- и no-code-инструменты. То есть схему бизнес-процесса можно «нарисовать» простым перетаскиванием нужных объектов.
Непосредственно выполнение бизнес-процесса начинается сразу, как только активирована его модель. Система автоматически отправляет задачи и уведомления сотрудникам, контролирует доступ к документам, напоминает о дедлайнах. Помимо процессов, исполнители имеют дело с контентом: договорами, заявлениями, служебными записками и т.п. Поэтому передовые компании устанавливают ПО, которое содержит инструменты для работы как с бизнес-процессами, так и с документами.
Далее важно мониторить процесс, чтобы не допустить срыва сроков или «зависания» у одного из исполнителей. BPM-система сама формирует отчеты, в том числе в виде диаграмм, фиксирует входящие и исходящие поручения, дает возможность посмотреть переписку и историю работы с контентом. Всё это помогает в анализе и корректировке бизнес-процессов.
Благодаря полученным метрикам можно быстро определять слабые места и менять модели бизнес-процессов, например, сократить или увеличить количество участников, исключить длительные сроки для мелких операций. Своевременная оптимизация бизнес-процессов ведет к повышению качества работ и увеличению прибыли.
Существует несколько явных признаков, по которым можно понять, что следует действовать по принципам BPM:
Грамотное управление бизнес-процессами упростит координацию работы предприятия и устранит информационные и структурные преграды.
При покупке системы автоматизации бизнес-процессов необходимо учитывать задачи компании. Для небольшой организации достаточно внедрить узконаправленное решение, чтобы закрыть конкретный вопрос. Если в планах организации серьезный рост, то выгоднее приобрести продвинутую систему, совмещающую в себе функции BPM и управления контентом. Это удобно, поскольку большинство процессов так или иначе связаны с документами, изображениями и т.д. Помимо этого критерия, стоит учитывать следующие параметры:
Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.