Движение персонала в эпоху КЭДО
Штат сотрудников всегда находится в динамике: одни поступают на работу, другие меняют должности и отделы, выходят на пенсию, увольняются. Все изменения профессионального состава организации — это и есть движение персонала.
Поле для цифровизации
Постоянные перемещения кадров создают море рутины для HR-специалистов: нужно оформлять трудовые договоры, выпускать приказы о приёме и увольнении, знакомить работников с регламентами и локальными нормативными актами.
Чтобы снизить экономические и трудозатраты, компании всё чаще переводят документы и процессы в «цифру». Ещё в ноябре 2021 года был принят 377-ФЗ, закрепляющий возможность ведения кадрового электронного документооборота (КЭДО).
Сегодня у предприятий есть всё необходимое для цифрового управления движением персонала: «зелёный свет» от Трудового Кодекса, зрелый рынок отечественных ИТ-решений, а также успешные примеры внедрения КЭДО в российских компаниях.
Движение кадров без бумаги
Выделяют две формы движения персонала в организации. Внешнее включает приём на работу или увольнение (уход в декретный отпуск, выход на пенсию), то есть то, что влияет на численность сотрудников.
Специалисты также могут перемещаться в рамках одной компании — это внутреннее движение персонала. Причинами могут быть:
- переход в другой отдел, вызванный сменой интересов работника или получением новых навыков;
- изменение разряда или категории после аттестации или подтверждения квалификации;
- карьерный рост, перевод на руководящую позицию.
Все эти процессы генерируют большое количество документов. К счастью, почти все из них закон позволяет перевести в цифровой вид. Для подписания некоторых из них потребуется усиленная квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись (УКЭП или УНЭП).
Документы, регулирующие движение персонала | Можно перевестив КЭДО | Какую ЭП использовать |
---|---|---|
Заявление о приёме на работу | Да | Простая ЭП, УНЭП, УКЭП, Госключ |
Трудовой договор | Да | УНЭП, УКЭП |
Приказ о приёме на работу | Да | ПЭП, УНЭП, УКЭП, Госключ |
Заявление о переводе на другую должность | Да | ПЭП, УНЭП, УКЭП, Госключ |
Приказ о переводе на другую должность | Да | УНЭП, УКЭП |
Заявление об увольнении | Да | УНЭП, УКЭП |
Приказ об увольнении работника | Нет | — |
Таким образом, на бумаге в обязательном порядке остаётся только приказ об увольнении. Для всего остального можно использовать ЭП, а приказ о приёме на работу можно не издавать вообще — это напрямую разрешает 377-ФЗ.
Движение персонала в организации по-новому
Избавиться от кипы бумаг, конечно, приятно, но вы пробовали переводить в «цифру» ещё и кадровые процессы? Рассмотрим, какие проблемы поможет решить масштабная цифровизация в этой сфере.
Персонал «под присмотром» системы
В отделе продаж или в маркетинге цифровыми инструментами уже никого не удивишь, при этом далеко не все кадровые службы перешли на HRM-системы (от англ. Human Resource Management — «управление человеческими ресурсами»).
Вот лишь несколько задач, которые сразу может закрыть HRM-система в области управления движением персонала:
- Ведение документов в электронном виде (КЭДО). В результате организация экономит не только на бумаге, но и на организации хранения и логистике.
- Онлайн-трудоустройство. ТК РФ разрешает оформлять новых сотрудников удалённо. Специалист получает доступ в личный кабинет, загружает фото документов для приёма на работу, подписывает трудовой договор электронной подписью.
- Отслеживание кадровых изменений. У работника истекает срок трудового договора? Система заранее оповестит об этом.
- Хранение документов в электронном виде в течение срока, предусмотренного законом — 75 лет и более.
«Цифра» против текучести кадров
Учёт движения кадров — это не просто статистика ради красивых цифр. Без регулярного наблюдения за показателями в динамике невозможны долгосрочное планирование потребности в специалистах и грамотное управление текучестью штата.
Учёт движения персонала опирается на HR-метрики, среди которых:
- оборот кадров — все специалисты, которые поступили в компанию и были уволены за определенный период;
- постоянство коллектива — разница между количеством сотрудников на начало анализируемого периода и числом уволившихся работников;
- коэффициент текучести кадров — отношение числа уволенных к среднесписочной численности предприятия.
В каждой сфере есть свои нормы и средние значения этого коэффициента. Например, в розничной торговле текучка всегда выше, чем в банковском секторе или госучреждениях.
Мониторинг и визуализацию HR-метрик можно организовать в HRM-системе или уже внедрённой информационной системе работодателя. Программа возьмёт на себя сбор аналитики и отобразит её в формате виджетов текучести персонала, причин увольнений, индекса лояльности и т.д.
Ещё одна важная функция HRM — прогнозирование оттока сотрудников. Отслеживая лояльность, внутреннюю мотивацию, стаж работы и т.д., можно заранее просчитать риски избыточной текучести кадров.
Не тренд, а необходимость
Будущее управления движением персонала — это совмещение КЭДО и цифровизации кадровых процессов в одной многофункциональной HRM-системе. Такой подход не только снизит стоимость привлечения и удержания каждого работника, но и оптимизирует труд HR-специалистов.