Электронный договор: как подписать по всем правилам
Еще несколько лет назад было сложно представить, что оформление сделок станет цифровым. Однако сейчас это реальность, и всё больше компаний предпочитают работать с договорами в электронной форме. Как организовать процесс правильно, чтобы в случае судебных разбирательств документ имел юридическую силу?
Как устроен договор в электронном виде
В цифровом пространстве гарантом неизменности и подлинности документа выступает электронная подпись (ЭП). Ее юридическая значимость регулируется 63-ФЗ.
- должна быть возможность воспроизвести его на материальном носителе без изменения содержания;
- можно достоверно установить лицо, которое выразило волю.
Чтобы заключить договор в электронном виде, достаточно обсудить этот момент с контрагентом и закрепить непосредственно в документе. Также важно указать каналы, по которым будут приходить сообщения и правки по договору: email, телефон, личная встреча. В случае споров эти источники можно считать достаточным доказательством правоты одной из сторон.
Какую электронную подпись выбрать
В цифровом пространстве гарантом неизменности и подлинности документа выступает электронная подпись (ЭП). Ее юридическая значимость регулируется 63-ФЗ.
Для подтверждения сделок можно использовать:
- квалифицированную ЭП. Ее получают в удостоверяющем центре. Договор, утвержденный таким способом, имеет полную юридическую силу. Главное, чтобы ЭП действовала на момент подписания;
- неквалифицированную ЭП. В этом случае стороны должны заключить соглашение о правилах ее использования;
- простую ЭП. Для этого компаниям необходимо условиться, как будет идентифицироваться лицо и обеспечиваться конфиденциальность.
Какой формат электронных договоров использовать
При заключении сделок компании могут выбрать один из двух форматов — XML или PDF/А-3.
XML-документы уже давно известны и применяются в компаниях с высоким уровнем цифровизации. Данные в них представлены в виде структурированных элементов, поэтому система легко распознает контент.
Для тех, кто только начинает свой путь в ЭДО, XML-файлы сложны в обработке, поэтому в 2022 году ФНС утвердила еще один формат — PDF/А-3. Он состоит из:
- структурированной XML-части, в которой содержится основная информация. Ее обрабатывает машина;
- визуальной составляющей, которая не требует продвинутой информационной системы для чтения.
Это означает, что договор в электронной форме смогут использовать абсолютно все организации. Из минусов — возможные расхождения в структурированной и человекочитаемой частях.
Как отправить договор в электронной форме
Для проведения цифровой сделки можно использовать email или сервисы обмена документами.
Электронная почта
Более быстрый способ, чем доставка курьером, но все еще несовершенный: компания высылает цифровой файл, контрагент распечатывает его, подписывает, сканирует и возвращает обратно по тому же адресу. После получения вторая сторона повторяет действия.
В этом случае важно четко прописать, с каких адресов можно отправлять и принимать документы и с какого момента они считаются доставленными (уведомление о прочтении, контрольный звонок).
Сервисы ЭДО
Самый быстрый и современный вариант: стороны используют один из сервисов ЭДО. Компания загружает в него проект договора, находит получателя, запрашивает подпись (поставив галочку в специальном поле) и отправляет. Контрагент получает запрос, ставит ЭП и возвращает подписанный документ тем же способом.
Перечень надежных операторов ЭДО есть на сайте ФНС. В него, например, входят такие сервисы, как СБИС и Диадок. Поскольку они используются повсеместно, система Directum RX уже имеет готовые коннекторы для интеграции с ними.
Преимущества перехода на ЭДО
Большинство компаний России рано или поздно перейдёт на электронный документооборот. Во-первых, активно развивается законодательство. Во-вторых, внедрение СЭД достаточно быстро окупается:
- ускоряется согласование договоров благодаря преднастроенным маршрутам и использованию ЭП;
- сокращаются затраты на бумагу и почтовые услуги;
- снижается риск ошибок, так как документы можно создавать из готовых шаблонов;
- появляется возможность использовать сервисы ЭДО и контролировать своевременную отправку договоров контрагентам и возврат оригиналов;
- процесс исполнения контрактов становится прозрачным: можно отслеживать статус работ по документу;
- сокращается время на поиск договоров. Их можно связать с приложениями, дополнительными соглашениями, актами, счетами на оплату и перепиской.