Еще несколько лет назад было сложно представить, что оформление сделок станет цифровым. Однако сейчас это реальность, и всё больше компаний предпочитают работать с договорами в электронной форме. Как организовать процесс правильно, чтобы в случае судебных разбирательств документ имел юридическую силу?
В цифровом пространстве гарантом неизменности и подлинности документа выступает электронная подпись (ЭП). Ее юридическая значимость регулируется 63-ФЗ.
Чтобы заключить договор в электронном виде, достаточно обсудить этот момент с контрагентом и закрепить непосредственно в документе. Также важно указать каналы, по которым будут приходить сообщения и правки по договору: email, телефон, личная встреча. В случае споров эти источники можно считать достаточным доказательством правоты одной из сторон.
В цифровом пространстве гарантом неизменности и подлинности документа выступает электронная подпись (ЭП). Ее юридическая значимость регулируется 63-ФЗ.
Для подтверждения сделок можно использовать:
При заключении сделок компании могут выбрать один из двух форматов — XML или PDF/А-3.
XML-документы уже давно известны и применяются в компаниях с высоким уровнем цифровизации. Данные в них представлены в виде структурированных элементов, поэтому система легко распознает контент.
Для тех, кто только начинает свой путь в ЭДО, XML-файлы сложны в обработке, поэтому в 2022 году ФНС утвердила еще один формат — PDF/А-3. Он состоит из:
Это означает, что договор в электронной форме смогут использовать абсолютно все организации. Из минусов — возможные расхождения в структурированной и человекочитаемой частях.
Для проведения цифровой сделки можно использовать email или сервисы обмена документами.
Более быстрый способ, чем доставка курьером, но все еще несовершенный: компания высылает цифровой файл, контрагент распечатывает его, подписывает, сканирует и возвращает обратно по тому же адресу. После получения вторая сторона повторяет действия.
В этом случае важно четко прописать, с каких адресов можно отправлять и принимать документы и с какого момента они считаются доставленными (уведомление о прочтении, контрольный звонок).
Самый быстрый и современный вариант: стороны используют один из сервисов ЭДО. Компания загружает в него проект договора, находит получателя, запрашивает подпись (поставив галочку в специальном поле) и отправляет. Контрагент получает запрос, ставит ЭП и возвращает подписанный документ тем же способом.
Перечень надежных операторов ЭДО есть на сайте ФНС. В него, например, входят такие сервисы, как СБИС и Диадок. Поскольку они используются повсеместно, система Directum RX уже имеет готовые коннекторы для интеграции с ними.
Большинство компаний России рано или поздно перейдёт на электронный документооборот. Во-первых, активно развивается законодательство. Во-вторых, внедрение СЭД достаточно быстро окупается:
Заключение договоров в электронном виде занимает меньше времени, а если контрагенты из разных регионов, то процесс может сократиться с нескольких дней до считанных минут. Кроме того, компании значительно экономят на курьерских услугах, бумаге и обслуживании принтеров. Если перевести весь жизненный цикл сделки в цифру — от создания и внутреннего согласования до финального заверения и занесения в архив, — то эффект будет еще заметнее.
Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.
Internet Explorer устарел и не соответствует требованиям безопасности
Для корректного отображения информации используйте любой браузер из списка ниже: