HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами
В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.
На бизнес сегодня влияет целый ряд обстоятельств, связанных с меняющейся динамикой отношений по линии работодатель-сотрудник. Разберем подробнее три ключевых тренда — дефицит людей и компетенций, технологичность и человекоцентричность.
Дефицит людей и компетенций
О кадровом голоде не высказался только ленивый. Проблема занимает умы топ-менеджеров организаций разных размеров и сфер деятельности. Это неслучайно — ее актуальность подтверждает совокупность факторов:
- Рост количества публикуемых вакансий. По данным консалтинговой компании «Яков и Партнёры», с 2018 года показатель вырос на 82%. Очевидно, это свидетельствует об увеличении спроса на работников, причем идет он в разных отраслях и во всех регионах России.
- Кратный рост предлагаемых зарплат. Эксперты подсчитали, что с 2018 года он составил 90%. Интересно, что зарплаты прирастали быстрее, чем инфляция, что тоже говорит об обострении конкуренции за кадры.
- Рекордно низкий уровень безработицы. По данным Росстата, в октябре 2023 года показатель составил 2,9% — так существенно он не опускался за всю историю наблюдений с 1991 года.
- Длительный срок закрытия вакансий. Совместное исследование hh.ru и «Яков и Партнёры» показало, что если в предыдущие периоды удавалось подбирать подходящих кандидатов на большинство позиций за 2 месяца, то сейчас для этого требуется более трех месяцев.
Все цифры в совокупности говорят об одном — в России наблюдается дефицит кадров. Прогнозы экспертов неутешительны: дела будут лишь ухудшаться. К 2030 году дефицит рабочей силы составит от 2 до 4 млн человек, причем острее всего будет не хватать специалистов с высоким и средним уровнем квалификации.
Лежащие на поверхности варианты — к примеру, привлечение мигрантов — не помогут в полной мере решить проблему: дефицит слишком велик. Бизнесу приходится искать новые подходы.
Технологичность
Один из принципов, который может помочь, — максимальная цифровизация бизнес-процессов. Действительно, в ситуации, когда квалифицированные специалисты на вес золота, последнее, чего хочет работодатель, — чтобы его сотрудники тратили время на рутинные, не требующие особых навыков операции. Поэтому бизнес сегодня ориентирован на то, чтобы максимально освободить временные и творческие ресурсы работников и «бросить» их на решение действительно значимых задач.
Как этого добиться? Через применение информационных технологий и перевод базовых процессов в цифру. При этом важно подходить к автоматизации с умом и для начала проанализировать, как идет работа сейчас, где находятся «бутылочные горлышки», какие задачи можно передать информационным системам или, к примеру, искусственному интеллекту. Неудивительно, что большую популярность приобретают технологии продвинутой аналитики.
В результате глубокого анализа компании могут выявить участки бизнес-процессов, которые можно частично или полностью передать на сторону информационных систем. Если это сделать, то без увеличения штата можно будет закрывать больший объем задач.
Человекоцентричность
Технологии — это еще не всё. Не менее важно в текущих условиях выстроить гармоничные отношения по линии работодатель-сотрудник.
Осознавая это, бизнес разрабатывает программы удержания и развития кадров, оптимизирует поиск новых кандидатов (в том числе удаленных) и их наем, уделяет особое внимание работе над брендом компании. При этом в основе любой активности лежат базовые принципы:
- уважительное отношение к человеку;
- понимание личностных и профессиональных особенностей каждого сотрудника;
- понятное и прозрачное управление.
Важно, что развиваться в рамках тренда на человекоцентричность бизнесу помогают именно технологии. Современные цифровые решения:
- Дают возможность вывести на новый уровень подбор персонала и трудоустройство, легитимно принимать сотрудников на работу без единого бумажного документа и без посещения офиса.
- Забирают на себя базовые повторяющиеся операции, а значит, освобождают от надоевшей и трудоемкой рутины.
- Делают взаимоотношения между сотрудниками и работодателем по трудовым вопросам быстрыми и прозрачными благодаря цифровизации кадрового документооборота и HR-процессов.
- Предоставляют работнику простой и быстрый доступ к информации о компании и к внутренним сервисам, вовлекают его в жизнь организации и помогают донести корпоративные ценности.
- Усиливают бренд работодателя, ведь те компании, которые активно используют передовые инструменты, становятся более привлекательными для потенциальных работников, чем те, где процессы идут по старинке.
Таким образом все три тренда — дефицит кадров, технологичность и человекоцентричность — шагают рука об руку. Важно принимать во внимание и использовать потенциал каждого из них.
Тренды в управлении кадрами
Все перечисленные тенденции влияют как на рынок в целом, так и на подходы компаний к организации кадровых процессов. Большинство работодателей сегодня так или иначе смотрят в сторону цифровизации HR, ведь не использовать возможности профильных систем в условиях дефицита кадров попросту нелогично.
Какие тренды сегодня актуальны применительно к работе с кадрами?
Переход от КЭДО к сквозным HR-процессам
Интерес бизнеса, особенно крупного, смещается с базы — перевода кадровых документов в электронный вид и организации их подписания — к сквозным HR-процессам. Иными словами, организовать только КЭДО — кадровый электронный документооборот — уже недостаточно. Компании хотят оптимизировать и ускорять ресурсоемкие процессы — подбор и трудоустройство персонала, управление отпусками и командировками.
На примере перевода сотрудника в другое подразделение видно, что блок, относящийся к КЭДО, — это лишь небольшой участок цельного HR-процесса. При этом ценность для бизнеса представляют именно выстроенные от и до циклы работ, которые выходят за рамки базовой функциональности подписания документов и ознакомления с ними.
Вендоры HRM-систем понимают растущие потребности бизнеса. Так, в Directum HR Pro можно не только настроить подписание документов в цифре, но и выстроить полноценные HR-процессы: прием на работу, в том числе полностью удаленный, управление отпусками и командировками. Благодаря интеграционному решению с системой «Поток Рекрутмент» доступна также оптимизация подбора персонала.
Чтобы бизнесу не нужно было думать, какие блоки задач цифровизировать в первую очередь, в Directum упростили лицензирование: теперь при покупке базового ПО для КЭДО предоставляются также решения «Прием на работу», «Отпуска» и «Ознакомление с ЛНА» — без дополнительной оплаты.
В Directum HR Pro уже «из коробки» доступна гибкая no-code-настройка бизнес-процессов. Это значит, что в визуальном редакторе аналитик, который хорошо разбирается во «внутренней кухне» компании, может без программирования адаптировать бизнес-процесс под специфику организации или создать новый. Специальной подготовки для этого не требуется, схема собирается из готовых блоков в режиме drag-and-drop.
Возможности особенно актуальны при настройке кадровых процессов, ведь очень часто в двух разных компаниях одна и та же задача может решаться совершенно по-разному: отличаются сроки, маршруты и перечни согласующих. С no-code не нужно прибегать к заказной разработке и тратить дополнительные средства — достаточно ресурсов аналитика и встроенных возможностей системы.
Всеобщая смартфонизация
Продажи смартфонов растут, причем пользуются ими сегодня все категории населения. Согласно статистике, подобные гаджеты есть у 74% людей предпенсионного возраста. В других возрастных группах этот показатель еще выше.
Широкое распространение смартфонов значит, что такое устройство становится универсальным инструментом взаимодействия сотрудника с работодателем.
Чтобы поддержать этот тренд и дать работникам возможность для удобной коммуникации по трудовым вопросам из любого места и в любое время, разработчики информационных систем создают отдельные мобильные приложения или встраивают интерфейс личного кабинета (ЛК) в мобильные приложения заказчиков.
Это подтверждает и опыт компании Directum: в последнее время от клиентов часто поступает запрос на интеграцию ЛК в корпоративное приложение, которое уже есть у заказчика. Этот вариант удобен для всех:
- сотруднику не нужно переходить в отдельный интерфейс, чтобы подписать доп. соглашение или отправить заявление на отпуск;
- работодатель экономит средства за счет того, что коды подтверждения операций могут приходить в push-уведомлениях, а не через смс.
Как видно, для достижения успеха бизнесу сегодня важно учитывать HR-тренды и принимать все возможные меры для эффективного и бережного взаимодействия с сотрудниками. Цифровые системы и инструменты могут стать отличным подспорьем: забрать на себя рутину, помочь сэкономить время и деньги, дать работникам инструменты для удобного общения с работодателем. Компании, которые не используют эти возможности, рискуют упустить квалифицированных сотрудников в тот момент, когда их и так не хватает, и оказаться в затруднительном положении.