За последнее время Интернет-приемные стали распространенным средством взаимодействия между госорганами и гражданами. С чем это связано:
Интернет-приемные сокращают путь передачи обращений от граждан до госорганов и позволяют оперативно реагировать на возникающие проблемы, вопросы, жалобы.
Государственные органы уже давно используют и системы электронного документооборота и интернет-приемные, но в силу разных причин не у всех СЭД и интернет-приемная работают в единой связке.
Предлагаю рассмотреть, как в этом случае осуществляется работа с обращением гражданина.
Гражданин заходит на сайт государственного органа и в разделе для обращений граждан выполняет ряд шагов:
Далее гражданину остается ждать ответа в течение месяца.
Для того, чтобы узнать судьбу своего обращения, как правило, на сайте госоргана указываются контактные телефоны. К сожалению, не так просто порой бывает дозвониться до госоргана и оперативно получить информацию о стадии работы с обращением.
В случае, если в госоргане не организована связка Интернет-приемной и СЭД, то работа обстоит следующим образом:
Параллельно работам по регистрации обращений делопроизводитель должен успевать отвечать на звонки граждан, которые интересуются судьбой своих обращений, отмечать в системе информацию о прохождении обращения, перенаправлять обращения в другие государственные органы, готовить статистические и аналитические отчеты по работе с обращениями.
Как правило, в государственном органе в отделе по работе с обращениями граждан работает несколько человек, и из опыта могу сказать, что у них всегда колоссальная загрузка и не всегда бывает время ответить на телефонный звонок.
В некоторых регионах в госорганах Интернет-приемная и СЭД работают в единой связке, и это идеальный вариант.
В этом случае работа с обращением происходит по-другому.
Гражданин, как и в первом варианте, заходит на сайт госоргана в раздел по работе с обращениями граждан, вводит свои персональные данные, текст обращения, при необходимости прикладывает электронные документы и направляет обращение.
После этого ему на телефон и/или адрес электронной почты поступают данные о его обращении. Это может быть регистрационный номер обращения и/или пин-код. По этим данным гражданин на сайте госоргана может отследить статус работы по своему обращению, а в некоторых случаях и получить более подробную информацию: просмотреть резолюцию, конкретных исполнителей, отчеты об исполнении.
На сайте государственного органа также может быть возможность создать личный кабинет, если гражданин планирует регулярно обращаться в этот госорган.
В этом случае, гражданин регистрируется на сайте, заполняет свои персональные данные и получает пароль для входа в личный кабинет. В последствии, в личном кабинете гражданин может создавать обращения, просматривать историю своих обращений и статусы их рассмотрения. Личный кабинет также может использоваться для получения государственных услуг.
Со стороны государственного органа работа с обращением выглядит следующим образом:
Конечно, Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ не предусмотрено предоставление данных о результатах рассмотрения обращений граждан в личном кабинете или по вводу регистрационных данных, но, предоставляя больше информации о ходе работы с обращением, государственный орган делает свою работу более прозрачной и снижает нагрузку на делопроизводителей по предоставлению информации по обращению.
Единого среза и оценки эффективности не проводилось, однако в большинстве случаев связка «Интернет-приемная + СЭД» существенно сокращают время на регистрацию одного обращения и уменьшает количество звонков от граждан. Бывают исключения и на первых этапах регистрация обращений отнимает времени больше, чем запланировано. Прежде всего это связано с тем, что происходит этап привыкания пользователя к системе.
Кроме того, на сегодняшний день существует большое количество источников получения документов: МЭДО, Интернет-приемная, электронная почта, «бумажная» почта и т.д. Делопроизводителю приходится отслеживать все эти источники. И если обработка документов будет построена однотипно и в связке с СЭД, то это значительно оптимизирует работу как делопроизводителя, так и государственного органа в целом.
Автор: Елена Грозова, руководитель проектов внедрения DIRECTUM