Мария Савельева, бизнес-аналитик, Product owner интеллектуальных решений компании Directum
В этой статье я расскажу, как искусственный интеллект (ИИ) применяется в обработке запросов от регулирующих органов: ФНС, МВД, ФССП, финансовых уполномоченных и других. Вы узнаете, как ИИ помогает банковским сотрудникам справляться с потоком официальных обращений.
В банки ежедневно поступают сотни и тысячи обращений от регуляторов, причем приходят они по разным каналам: через СМЭВ, телекоммуникационные каналы связи (ТКС), почту. Объединяет их одно – неформализованный вид. Чаще всего это бумажные документы либо файлы в формате .PDF.
Перечень организаций, отправляющих запросы в банки
Обработка запросов от регуляторов – та еще рутина. Усугубляется ситуация целым рядом трудностей:
А теперь представьте, что первичную обработку запросов делает не человек, а ИИ. На схеме показано, как работает с запросами госорганов интеллектуальная система Directum Ario One.
А могли бы тратить до 600 000 рублей. Рассказываю, как можно урезать расходы.
По телекоммуникационным каналам связи в банк регулярно поступают требования от налоговой. Допустим, в ваш банк приходит 300 требований в день. Чтобы провести первичную обработку такого количества запросов, сотруднику нужно пройти настоящий квест.
На обработку одного запроса уходит в среднем 10 минут. За рабочий день специалист в силах разобрать около 40 запросов. Итого потребуется 7 сотрудников, чтобы только провести первичную обработку 300 требований. Средняя зарплата банковского работника – 35 000 рублей. Получается, что в год, с учетом налогов, банк тратит более 4 млн рублей.
ИИ способен практически полностью заменить человека. Например, система Directum Ario One автоматически распознаёт основные реквизиты требования, извлекает данные по клиенту и находит его в банковской системе. И это еще не всё. Дальше система собирает список документов и периоды, за которые они истребуются, определяет их виды. Останется только передать собранные данные для поиска документов и информации в системах банка, а потом подготовить ответ в ИФНС.
Есть небольшой процент требований, в корректной обработке которых ИИ может быть не совсем уверен. Он передается на ручную проверку специалисту банка. Получается, что благодаря «умным» сервисам, с первичной обработкой требований может справиться 1 человек вместо 7. Экономия за год составит около 3,4 млн руб.
Еще больше сэкономить можно, поручив RPA (Robotic process automation) поиск и сбор в банковских системах документов и информации по параметрам, полученным от искусственного интеллекта. Но это уже совсем другая история.
Еще один большой поток входящих документов в банках – это постановления судебных приставов. Зачастую ФССП запрашивает информацию о наличии расчетного счета у лица либо требует списать денежные средства со счета организации или физического лица. Банк обязан следовать постановлениям судебных приставов. Если в установленное законодательством время он не выполнит их требования, то может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован.
Ежемесячно в банк поступают сотни и тысячи постановлений ФССП. Их количество постоянно растет, в результате приходится расширять штат сотрудников, занимающихся обработкой.
Допустим, пришло постановление о списании с расчетного счета определенной суммы в счет погашения задолженности по налогам. Что делает специалист банка:
Здесь главное не ошибиться ни в одном символе, так как цена промаха очень высока.
А теперь представим, что вместо человека работает ИИ. Получив скан-образ поступившего постановления, он:
В задачу специалиста будет входить только проверка всех параметров и проведение операции.
Без использования искусственного интеллекта изучение постановления и ввод реквизитов займут у специалиста от 5 до 10 минут. Предположим, что ежедневно в банк поступает 200 постановлений от ФССП. Потребуется 5 сотрудников, чтобы только ввести информацию из документов в систему. Если оставим одного специалиста для мониторинга ошибок и проверки работы ИИ, то получим экономию в год от 2,3 млн рублей и больше.
Объем просроченной задолженности по кредитам с начала 2020 года в России только растет. Учитывая эту статистику, логично, что количество постановлений от судебных приставов, отправляемых в банки, будет увеличиваться. Уже сейчас можно поручить часть работы искусственному интеллекту и избежать расширения штата. А высвободившиеся ресурсы – направить на выполнение более важных и творческих задач.
Кроме описанных выше требований от ИФНС и постановлений судебных приставов, немалая доля входящих документов в банках приходится на запросы от МВД о принадлежности счета или номера карты конкретному лицу, финансовых управляющих по процедурам банкротства и других ведомств. Все эти требования также можно обрабатывать с помощью ИИ.
Не стоит забывать и о документах, поступающих от граждан и организаций в процессе открытия счета или выдачи кредита, составляющих досье клиента. Чем больше поток этих документов, тем быстрее окупится внедрение ИИ.
Это далеко не весь потенциал искусственного интеллекта, который можно применять для обработки документов в банках. Чтобы получить больше информации о возможностях интеллектуальной системы Directum Ario One, закажите демонстрацию возможностей на официальном сайте продукта