Всё началось в 2016 году, когда ФНС ввела новую форму контроля — налоговый мониторинг. До 2021 года использовать ее могли только крупные налогоплательщики. Но с 1 июля 2021-го присоединиться к новой форме контроля разрешили и представителям среднего бизнеса.
Суть системы налогового мониторинга заключается в том, что инспекторы больше не проводят выездные и камеральные проверки. Вместо этого они получают удаленный доступ к информационным системам организации, чтобы просматривать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Особое внимание ФНС уделяет проверке нестандартных операций и тех, которые связаны с рисками.
Налоговый мониторинг проводят в течение 1 года 9 месяцев. При этом сам период, который подлежит проверке, равен одному календарному году.
Будущие участники налогового мониторинга должны совершить четкий алгоритм действий. В этом случае риск, что ФНС откажет, будет минимален.
Что нужно сделать:
Чтобы вступить в налоговый мониторинг, заявления недостаточно. Необходимо приложить и другие документы. С их полным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
ФНС вправе отказать в проведении налогового мониторинга по ряду причин:
Процедура протекает удаленно — на территории ФНС. Инспектор проверяет декларации компании и расчеты по налогам, а также учетные данные, находящиеся в информационной системе организации, к которой получен доступ.
Если проверяющий обнаруживает ошибки, то направляет в компанию мотивированное мнение. При отсутствии возражений организация должна исполнить выдвинутые предписания. В противном случае она отправляет инспектору возражения в течение одного месяца. Далее ФНС РФ их рассматривает и выполняет взаимосогласительную процедуру. В результате мнение либо подтверждается, либо изменяется.
Прогнозами делится эксперт компании Directum Алиса Муратова:
«По данным ФНС, в 2021 году к системе налогового мониторинга присоединились 114 новых компаний, а суммарная численность участников достигла 341 компании. Согласитесь, темпы вхождения довольно скромные. Для того чтобы вступить в налоговый мониторинг, необходимы большие затраты — и на интеграционные работы, и на создание финансового архива электронных документов. Но у ведомства есть грандиозные планы к 2022 году увеличить число организаций до 3879, а к 2024-му и вовсе до 7827».
Заполните форму обратной связи, и наш специалист свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Internet Explorer устарел и не соответствует требованиям безопасности
Для корректного отображения информации используйте любой браузер из списка ниже: