Организация обучения работе в информационной системе в крупной компании
Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество.
Роберт Кийосаки. Пророчество богатого папы.
Обучение рядовых пользователей – это один из кусочков пазла, который позволяет создать полную картину успешного проекта внедрения. Если для некоторых проектов внедрения его значимостью можно пренебречь, например, при внедрении специализированных ИТ-систем, с которыми работает минимальное количество сотрудников предприятия, то для систем, в работу с которыми вовлечены практически все, например, ECM-системы, от качественно организованного и проведенного обучения напрямую зависит станет ли внедренная система удобным и полезным инструментом, или останется «костылем, мешающим ходить».
В этой статье мы посмотрим на обучение с точки зрения организации процесса. Какие способы организации обучения на проектах внедрения существуют, какие есть ограничения, преимущества и недостатки, а также опыт применения некоторых из них на проектах внедрения ECM-системы.
На сегодняшний день к наиболее востребованным можно отнести следующие способы организации обучения:
- обучение небольшими группами в компьютерном классе;
- очные семинары;
- семинары в форме вебинара;
- обучающие видеоролики, встроенные в систему;
- специализированные средства удаленного обучения (e-Learning).
Рассмотрим каждый из них чуть подробнее с нескольких сторон: количество пользователей, эффективность обучения, трудоемкость и стоимость, сроки обучения.
Обучение небольшими группами в компьютерном классе
Этот способ обучения оптимален для небольших организаций, где количество постоянно работающих с системой пользователей ограничивается несколькими десятками. Способ наиболее эффективен с точки зрения качества обучения. Обучение в компьютерном классе рекомендуется и в случае, если бОльшая часть пользователей это люди среднего возраста и старше и/или не имеет практического опыта использования систем автоматизации, то рекомендуется проводить очное обучение с практическими занятиями.
Из личного опыта участия в проектах внедрения чаще всего такой формат применяется для обучения рабочей группы на этапе исследования и проектирования системы, нежели рядовых пользователей на этапе опытно-промышленной эксплуатации.
Преимущества
- возможность получить не только теоретические, но и практические навыки работы в «живой системе»;
- возможность преподнести материал в большей объеме или с большей детализацией;
- более гарантированный эффект от обучения;
- живой диалог с преподавателем, возможность задавать вопросы, уточнять.
Недостатки
- ограниченное количество пользователей за раз;
- высокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя;
- длительность обучения за счет совмещения теории и практики.
Очные семинары
Этот способ оптимален для организаций, где количество пользователей ограничивается несколькими сотнями. Способ менее эффективен, чем предыдущий, но при этом сохраняет возможность в режиме реального времени задавать вопросы и получать на них ответы. Рекомендуется делать видеозапись семинара, чтобы в дальнейшем слушатели могли к ней обратиться и освежить полученные знания.
Из личного опыта использования очных семинаров можно порекомендовать совмещать такое обучение с подготовкой подробных пользовательских инструкций (не только в целом по бизнес-процессу, но и с разбивкой «по ролям») и предусматривать значительные ресурсы для организации первой линии поддержки пользователей на этапе опытно-промышленной эксплуатации.
Преимущества
- возможность охватить значительное количество пользователей;
- невысокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя;
- краткие сроки проведения;
- живой диалог с преподавателем, возможность задавать вопросы, уточнять.
Недостатки
- материал преподносится в теоретическом виде, отсутствует возможность практического использования системы (нельзя «потрогать, пощупать»);
- объем учебного материала ограничен, чаще всего дает общее представление о работе в системе.
Семинары в форме вебинара
Этот способ оптимален для организаций, где количество пользователей несколько сотен и больше и/или сотрудники территориально отдалены. Из личного опыта проведения вебинаров хочется обратить внимание на следующие моменты: вебинары лишены «зрительного контакта», преподавателю сложно, даже практически невозможно получить обратную связь от слушателей в реальном времени, проконтролировать слушают ли его по другую сторону монитора или нет. Тем не менее, если пользователи это сотрудники уже имеющие опыт работы в системах автоматизации, такой формат вполне жизнеспособен.
Преимущества
- возможность охватить значительное количество пользователей;
- возможность обучить пользователей без отрыва от места работы (например, сотрудников филиалов в разных городах);
- невысокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя.
Недостатки
- материал преподносится в теоретическом виде, отсутствует возможность практического использования системы (нельзя «потрогать, пощупать»);
- объем учебного материала ограничен, чаще всего дает общее представление о работе в системе;
- риск технических неполадок, требования к каналам связи и наличие специального ПО для проведения;
- риск того, что пользователи не будут слушать вебинар, отсутствие контроля.
Обучающие ролики, встроенные в систему
Данный способ также не имеет ограничений по количеству слушателей и времени проведения обучения. Обучающие ролики демонстрируют стандартный функционал системы, без учета каких-либо дополнительных модификаций для конкретного заказчика. Следовательно, он может быть рекомендован тем организациям бизнес-процессы которых укладываются в стандартный функционал системы либо были адаптированы к системе. Просмотр роликов не заменяет полноценное обучение и рекомендуется скорее как дополнение к другим форматам организации обучения пользователей.
Преимущества
- отсутствие необходимости специально организовывать обучение, пользователь в любой момент времени может обратиться к учебному материалу;
- отсутствие дополнительных финансовых вложений.
Недостатки
- ролики предоставляют возможность просмотра демонстрации функционала, но нет возможности выполнить какие-либо практические задания (в боевой системе не рекомендуется «тренироваться»);
- описывают стандартный функционал, не учитывают модификации выполненные при кастомизации системы под конкретного заказчика.
Специализированные средства удаленного обучения (e-Learning)
Использование специализированных средств удаленного обучения (например, на базе SAP RWD, Oracle Learning, uPerform, NDsmart, DoceboLMS и др.) рекомендовано для крупных организаций с большим количеством пользователей, работающих в системе в том числе работающих удаленно от головного офиса. Пользователи могут самостоятельно выделять время на прохождение данных курсов и в дальнейшем обращаться к ним при необходимости при выполнении повседневных обязанностей.
По эффективности способ сопоставим с обучением в компьютерном классе пользователь может не только посмотреть, но и проверить свои силы в практических заданиях.
Преимущества
- отсутствие необходимости специально организовывать обучение, пользователь в любой момент времени может обратиться к учебному материалу;
- нет необходимости в выделении большого количества сотрудников для обеспечения первой линии поддержки пользователей;
- возможность получить не столько теоретические знания, сколько увидеть демонстрацию тех или иных действий в системе и воспроизвести их в практическом блоке.
Недостатки
- высокая стоимость специализированного средства удаленного обучения;
- необходимость знаний у преподавателя (автора курса) по средству обучения и создания курсов;
- необходимость разработки специального учебного материала и курсов обучения.
Дистанционное обучение, конечно, набирает популярность, но при выборе варианта необходимо осознавать такие факторы как мотивация персонала на обучение и уровень корпоративной культуры. Серьезному отношению к обучению может способствовать HR-служба компании.
Кроме того, важно регулярное обучение, развитие персонала и, как следствие, регулярная оценка готовности к достижению предприятием новых целей и развитию информационной системы, в том числе внедрению новых версий.
Автор: Наталия Крымская, бизнес-аналитик DIRECTUM