Отечественные ECM-решения вышли на высокий уровень качества
Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании DIRECTUM, поделился мнением о причинах роста спроса на отечественное ПО в сфере организации документооборота. Политика импортозмещения – не главная причина, хотя сильный катализатор.
Как развивался рынок ИТ в госсекторе в 2014-15 гг.?
Для госсектора 2014 и 2015 годы стали периодом становления и массового запуска АИС МФЦ, развития региональных порталов государственных услуг в части увеличения количества электронных услуг и удобства получения. Таким образом, на рынке были востребованные данные услуги.
Параллельно в отдельных регионах проводились работы по подключению граждан к ЕСИА и популяризации электронных услуг среди населения. Так, например, Агентство информатизации и связи Удмуртской Республики при поддержке компании DIRECTUM в сентябре прошлого года инициировало региональный конкурс «ИТ-марафон», направлен он был на привлечение новых пользователей госуслуг через интернет. Похожие целевые работы проводили Тюменская область, Новосибирская область и другие регионы.
Также значительное внимание уделялось работам по обучению старшего поколения и социально активных слоев населения электронным услугам. В частности курсы обучения для пенсионеров по общей компьютерной грамотности и пользованию госуслугами в электронном виде.
Как вы оцениваете риски от использования решений иностранных вендоров в сфере ECM?
Любой крупной организации необходима адаптация решений под собственные процессы и задачи. А для качественной адаптации решений требуются услуги квалифицированных консультантов и разработчиков. Сможет ли заказчик найти квалифицированных специалистов в своем регионе или будет вынужден работать с единственным интегратором? Сколько будет стоить сопровождение, техническая поддержка и обновление ПО с непредсказуемым изменением курса валют? И что будет делать заказчик, если иностранный вендор приостановит свою деятельности в РФ? Решение принимать заказчику, но все перечисленные ограничения необходимо учитывать при принятии решения, особенно с учетом их усиления в условиях текущей экономической и геополитической обстановки.
С другой стороны, можно рассмотреть иностранное свободное программное обеспечение (СПО) с точки зрения окружения ECM-инфраструктуры. Например, заказчик может использовать бесплатные заменители офисных приложений, альтернативные браузеры. При реализации базовых требований заказчиков к данным приложениям это позволит получить серьезный экономический эффект.
Заметили ли вы рост интереса госзаказчиков к отечественным программным продуктам?
Государственные заказчики, безусловно, стали обращать большее внимание на отечественные программные продукты. Рост интереса, традиционно, связывают с темой импортозамещения – да, это определяющий тренд, который активно поддерживается на законодательном уровне. Но, как неоднократно уже подчеркивалось, импортозамещение должно быть рациональным. Госзаказчики, как и любые крупные организации с высокорисковыми приложениями, не могут себе позволить слепо следовать веяниям моды. Замена решений требует взвешенной оценки – следует соизмерять выгоды от внедрения отечественных продуктов и затрат на освоение технологий и поддержку их работоспособности.
Однако интерес к отечественному ПО растет, и импортозмещение – отнюдь не главная причина, хотя сильный катализатор. Российский рынок ПО стал более зрелыми, в частности, рынок электронного документооборота в нашей стране находится в активной проработке уже более 20 лет. Отечественные ECM-решения за это время вышли на высокий уровень качества, местами не уступающий лучшим зарубежным аналогам, а в части понимания российской предметной области превосходящий ее.
Расскажите о самом интересном проекте, реализованном вашей компанией в 2015 г.
Работа велась сразу по нескольким направлениям. Первое связано непосредственно с электронным документооборотом. Компания DIRECTUM продолжила подключение органов местного самоуправления (ОМСУ) Тюменской области к единой системе электронного документооборота, с которой работают более 6000 пользователей и их число только растет. Планомерно был реализован следующий этап проекта – подключение подведомственных учреждений. Сегодня мы уже можем дать положительную оценку проделанной работе – серьезно сократились накладные расходы на взаимодействие между органами власти, ОМСУ и подведомственными учреждениями региона.
Также в 2015 году завершился уникальный по своей предметной области и реализации проект – реализована межрегиональная система электронного документооборота для Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в рамках программы «Сотрудничество». В системе работают сотрудники, участвующие в управлении и реализации программы социального и инфраструктурного развития трех регионов.
Второе направление – электронные услуги, межведомственное взаимодействие и многофункциональные центры (МФЦ). В этой области значительные усилия вложены в развитие АИС МФЦ и регионального портала госуслуг (РПГУ) в Удмуртской Республике. Сейчас комплексная система включает в себя систему исполнения регламентов, контур АИС МФЦ, систему обеспечения межведомственного электронного взаимодействия и единую систему электронного документооборота региона с охватом более 10 500 пользователей.
Источник: CNews