Управление проектами:
что это такое и как его правильно организовать
Современному бизнесу, чтобы оставаться в трендах и год от года повышать прибыль, необходимо двигаться более короткими итерациями и быть гибкими в достижении цели. Этим требованиям отвечает проектная работа.
Управление проектами — отдельное широкое ответвление в менеджменте, которое объединяет в себе методики, концепции и лучшие практики. Всё это помогает компаниям создавать новые уникальные продукты и услуги, которые и влияют на успех бизнеса.
Процесс управления проектами: 5 этапов
Несмотря на то, что каждый проект имеет свой план и набор инструментов, задачи всегда укладываются в общепринятый жизненный цикл:
- Инициация. Начинается тогда, когда известны цель и идея проекта. На этом этапе определяются сроки, бюджет, риски, исполнители работ и конкретный результат.
- Планирование. Этот этап управления проектом нужен, чтобы руководитель выстроил общий план действий и вместе с командой продумал гипотезы и сценарии, по которым будет развиваться дальнейшая деятельность.
- Выполнение. Непосредственно исполнение проекта, в том числе подготовка необходимых документов, взаимодействие с коллегами, согласование промежуточных результатов.
- Мониторинг. Здесь руководитель отслеживает соответствие текущих работ срокам, бюджету и качеству.
- Закрытие. Кроме достижения желаемого результата, команда анализирует, какие инструменты в работе были наиболее эффективны, где допущены ошибки и что следует учесть на будущее.
При грамотной организации управления проектами менеджер всегда в курсе, что и как происходит на каждом этапе. Он вовремя вносит корректировки, чтобы вписаться в дедлайны и смету, и вывести продукт на максимально высокий уровень качества.
Какие существуют методы управления проектами
С момента появления проектной деятельности было изобретено множество подходов к тому, как ей управлять. Но наибольшую популярность и эффективность получили каскадная модель (waterfall) и гибкий подход (agile). Выбор того или иного метода зависит от бюджета и ресурсов проекта, его целей и задач.
Waterfall
Каскадную модель используют, если изначально четко определены цели и план действий. В этом случае команда обязана точно придерживаться последовательности задач, утвержденной на стадии инициации, и строго следить за сроками и бюджетом. За срыв проекта предусмотрена финансовая ответственность. Waterfall подойдет, если:
- требования точно останутся неизменными в течение проекта;
- технологии работ выбраны заранее;
- качество продукта или услуги имеет высокий приоритет;
- заказчик не участвует в процессах, но ему важно знать бюджет и сроки еще на старте;
- исполнитель реализовал успешные аналогичные кейсы.
Agile
К этой методологии относятся такие популярные методы, как Scrum и Kanban.
Если на этапе инициации нет четких требований, то применяют гибкий подход — задачи выполняются короткими итерациями. Этот метод управления проектами предполагает, что возникающие отклонения будут оперативно корректироваться. В основе agile четыре идеи:
- самое главное — люди, процессы и инструменты имеют второстепенное значение;
- качество продукта или услуги важнее, чем тонны бумаг, описывающих проект;
- в приоритете заказчик, а не согласование условий договора;
- изменения и отклонения от плана — нормальное явление.
Уже по этим четырем тезисам понятно, что при управлении проектами по agile нет строгих требований, цель необходимо корректировать по ходу деятельности, а клиент активно участвует во всех этапах работы. Кроме того, важно, чтобы заказчик получил жизнеспособный продукт за короткий промежуток времени.
Инструменты для эффективного ведения проекта
Переход на проектное управление — популярная практика для современных компаний. Однако случается так, что им не хватает системного подхода. Отсюда расплывчатые формулировки целей, неоправданные решения задач и пробелы в общении внутри команды. Всё это приводит к снижению темпов развития компании. Одно из эффективных решений — внедрение информационной системы управления проектами (ИСУП).
ИСУП объединяет в себе множество полезных инструментов, например:
- шаблоны документов, которые экономят время сотрудников;
- диаграмму Ганта для планирования и контроля работ;
- agile-доски (или kanban-доски), помогающие визуально представить статусы выполнения задач;
- базу знаний для структурирования и быстрого доступа к накопленному опыту компании.
Эти и другие инструменты можно использовать одновременно или выбрать несколько решений, которые наиболее применимы для конкретных проектов. Но не стоит забывать, что ИСУП — не волшебная таблетка, автоматически исполняющая задания, а надежный помощник в руках специалистов.