В январе 2002 года Президент РФ подписал закон «Об электронной цифровой подписи».
Сегодня практически ни одна конференция не обходится без того, что бы вопрос об этом законе не был, затронут в том или ином виде. Мнения высказываются порой диаметрально противоположные.
Оценить последствия принятия этого закона для экономики страны в целом и частного бизнеса в частности - основная задача настоящей статьи.
Так ли необходим закон?
Для того чтобы оценить актуальность и направленность закона необходимо выполнить следующие действия:
С 1990 года в России на коммерческий рынок стали продвигаться так называемые технологии цифровой подписи (ЦП). Системы ЦП позволяют создавать в электронных документах аналог собственноручной подписи. При этом речь не идет, например, о технологиях, позволяющих сохранять в электронном виде графическое изображение подписи, механизмы ЦП, существенно отличаются от простого анализа изображения, и основаны на сложных математических задачах. Иными словами, подпись в электронном виде - это набор цифр, позволяющий не только идентифицировать лицо, сформировавшее эту подпись, но и обеспечить неизменность документа после подписания.
Гражданский кодекс РФ закрепил возможность использования ЦП, наряду с иными аналогами собственноручной подписи (АСП) в электронном документообороте.
"Использование при совершении сделок ... цифровой подписи ...допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон";
"Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась".
"Договор в письменной форме может быть заключен ...путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору".
С момента принятия части первой гражданского кодекса системы электронного документооборота стали полностью юридически легальными. С момента принятия первой части ГК, в России сложилась богатая практика, в т.ч. судебная по использованию систем ЦП в коммерческом секторе. Базой для упорядочения взаимоотношений сторон, использующих ЦП в бизнес процессах являлся т.н. "договор сторон", или "договор участников системы с использованием ЦП". В системах документооборота государственных органов применение ЦП пробуксовывало, поскольку регулировать использование ЦП в этих системах договорным правом не возможно.
Вследствие вышеупомянутых причин к 1997 году, сложилась ситуация, в которой принятие закона "О цифровой подписи" становилось актуальным в первую очередь для государства. Дополнительную актуальность принятию указанного закона, являлось стремление России вступить в ВТО, страны же члены ВТО уже имели аналогичные законы, позволяющие вести бизнес в киберпространстве не только на основе предварительно заключенного договора, но и на основе действующих законов. Справедливости ради следует отметить, что наличие такого закона не являлось обязательным требованием для вступления в ВТО, а лишь должно было продемонстрировать добрую волю России в направлении гармонизации внутреннего законодательства и международного.
Таким образом, принятие закона преследовало следующие цели:
Теоретически принятие закона "О цифровой подписи" несло потенциальные выгоды и потребителям услуг, позволяя им вступать в правоотношения без предварительного заключения договора в бумажном виде.
Исходя из этого, следует заметить, что в каждой из областей затрагиваемых законом - экономической, политической и социальной разные субъекты имели сильно отличающиеся интересы.
Предприниматели ждали:
Государство преследовало несколько иные цели:
Для компаний связанных с разработкой систем ЦП ожидания были связаны в, первую очередь, с:
1. Закон описал технологию, которая практически не используется в РФ, тем самым возник технологический конфликт между реально действующими системами и системой, заложенной в законе.
2. Закон противоречит международной практике и рекомендациям. В частности:
Основные несоответствия:
- данные, используемые при создании ЭЦП, связаны с ее владельцем и ни с каким третьим лицом;
- во время подписания эти данные находятся под контролем владельца ЭЦП и только под его контролем;
- любые изменения, внесенные в ЭЦП после подписания, поддаются обнаружению;
- если закон требует наличия ЭЦП с целью обеспечения целостности информации, которая засвидетельствована ЭЦП, то любое изменение, внесенное в информацию после подписания, поддается обнаружению.
3. Закон вступает в противоречие с концепцией реформирования экономики, в части сокращения видов лицензируемой деятельности, так как вводит новые виды лицензируемой деятельности.
Статья 1 закона ""Об электронной цифровой подписи"" декларирует главную цель принятия закона. "Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе". Уже по этой формулировке видно, что закон не может достичь всех тех целей, которые преследовало его принятие, поскольку он жестко увязывает понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП) и понятие электронного документа. В то время как, в коммерческой сфере с помощью АСП заверяются самые разнообразные объекты - программные средства, недокументированные данные, информация, не сохраняемая на каком либо носителе и т.д. Таким образом, закон не привносит ничего нового в схемы электронного ведения бизнеса, которые либо должны оставаться на основе договорного права, либо вовсе вне правового поля, например, публичные системы, связанные с электронными платежами.
Закон не достигает своей цели, так как полностью противоречит Директиве ЕС от 1999 года, модельному закону UNCITRAL, рекомендациям ВТО.
Закон не достигает своей цели, так как вводит обязательную сертификацию средств ЭЦП и лицензирование деятельности связанной с ЭЦП, не дает правовой основы для признания иностранных сертификатов. Статья 18 закона носит декларативный характер.
В части создания законодательной базы для внедрения АСП (ЦП) в системы электронного документооборота органов государственной власти.
Закон достигает цели лишь частично, так как требует создания большого количества подзаконных актов, которые и будут регламентировать правила применения ЭЦП в органах государственного управления.
Ожидалось:
Получено:
В области предпринимательской деятельности.
Ожидалось:
Получено:
Компании, связанные с разработкой систем ЦП.
Ожидалось:
Получено:
Принятие закон, идущего вразрез с рекомендациями влиятельных международных организаций негативно скажется на имидже страны. Поскольку, провозгласив на словах стратегический курс на интеграцию в мировую экономику и политику, на деле в стране принимаются законы, изолирующие Россию от развитых стран.
Принятие закона, вводящего жесткое регулирование в новой сфере бизнеса, подрывает доверие к правительственной концепции дебюрократизации экономики и создает негативное отношение бизнеса к ряду государственных организаций.
Закон, фактически требует создания технологии ЭЦП, отличной от международных стандартов и общепринятой практики. Тем самым Российские информационные технологии с одной стороны становятся непривлекательными для иностранных инвесторов, с другой - практически до нуля снижается возможность экспорта информационных технологий из России. В то же время информационные технологии эта то направление в области международного экономического сотрудничества, которое в России имеет высокие шансы стать лидирующим.
Жесткое регулирование деятельности связанной с ЭЦП, негативно скажется на ряде новых и перспективных видах предпринимательской деятельности - в первую очередь на бизнесе связанном с созданием коммерческих удостоверяющих центров. В свою очередь это снизит интерес производителей к разработке и производству программного обеспечения в этой области. Таким образом, через некоторое время после нормализации ситуации в области ЭЦП. Российские компании окажутся, не конкурентоспособны в сравнении с компаниями иностранными, активно оперирующими на этом рынке
Социальные последствия следуют из политических и экономических. В первую очередь затормозится реализация программы "Электронная Россия" в части обеспечения обратной связи граждан и органов государственной власти, снижение инвестиционной привлекательности отрасли информационных технологий, негативно скажется на положении граждан, занятых в этой сфере.
Круг разработчиков изначально предопределил его будущую несостоятельность. Основными исполнителями являлись организации с серьезными межведомственными противоречиями - ЦБ РФ, Минсвязи РФ и ФАПСИ (федеральное агентство правительственной связи и информации). С 1997 по 2001 было создано более 20 (!!!) вариантов законопроекта. При этом наибольшую деструктивную роль в принятие согласованной версии вносило ФАПСИ. К январю 2001 года из рабочей группы фактически были вытеснены ЦБ РФ и Минсвязи, представители бизнеса и юристы были отстранены практически одновременно.
Таким образом, фактически монопольным разработчиком закона оказалось ФАПСИ. Истинная подоплека происходящего прояснилась вместе с принятием программы "Электронная Россия", в которой одним из приоритетов провозглашалась информатизация органов государственной власти. Либеральные тенденции программы "Электронная Россия" должны были, по мнению руководства ФАПСИ, "компенсированы" жестким законом о ЦП. А, иначе говоря, закон о ЦП должен был помочь ФАПСИ монополизировать сферу информатизации государственных организаций, с последующим финансированием этих проектов из бюджета.
В результате принятие закона сопровождалось беспрецедентным давлением на законодателей, первое, второе и третье чтение закон прошел перед летними каникулами, ноябрьскими праздниками и новогодними каникулами, то есть тогда, когда на серьезное обсуждение времени просто не было. Кроме того, апеллируя к заинтересованности правительства практически везде (на комитетах, парламентских слушаниях и т.д.) закон представляли сотрудники ФАПСИ. Отказать этим бравым ребятам в погонах законодатели не решились.
Парадоксально, но осознание того факта, что принят закон, фактически не способствующий внедрению цифровой подписи, а мешающий пришло к инициаторам его скорейшего принятия в тот момент, когда стало необходимо запускать механизмы закона в действие.
Первым сигналом, о том, что ситуация изменяется, стало выступление на "Российском интернет форуме", недавно назначенного, первого заместителя министра связи Короткова А.В., который осторожно упомянул, что в связи с необходимостью разработки механизма введения в действие закона "Об ЭЦП" необходимо выполнить большую и непростую работу.
На конференции АДЭ "Безопасность телекоммуникационных и информационных технологий для взаимодействия граждан, бизнеса и органов государственной власти" депутат Государственной Думы В.А. Тарачев, один из активных разработчиков законопроекта на первом этапе, подверг закон резкой критике. В начале своего выступления В.А. Тарачев сравнил закон с телегой, так как и новоиспеченный закон и телега действуют по принципу "куда дышло, туда и вышло". Далее В.А. Тарачев высказал сожаление, что многие его коллеги, в том числе и он, не смогли разобраться со всеми подводными камнями законопроекта, и высказал готовность, как работать с поправками к этому закону, так и идею о принятии некоего поглощающего закона "Об электронных подписях". В любом случае, сказал депутат, закон практически не применим.
Проведенный анализ показывает - принятие закона негативно сказывается как на конкретных направлениях деятельности государства и бизнеса, так и на их общем положении.
Перевод теоретических рассуждений о несовершенстве закона в практическую область ставит перед представителями бизнеса один главный вопрос- что делать непосредственно сейчас.
Да не покажется это странным, несмотря на глубокое проникновение систем цифровой подписи в бизнес процессы большинства организаций (системы клиент банк, электронный документооборот, электронная торговля, клиринг и т.д.) следует заметить, что закон не несет ничего нового в эти области.
Основная причина этого заключается в том, что в определении закона "Об электронной цифровой подписи" 95% процентов систем ЦП присутствующих на рынке не являются системами ЭЦП в смысле закона, и следовательно не подпадают под его регулирование. С другой стороны, практически все на сегодняшний день существующие системы, использующие ЦП и иные АСП, являются корпоративными, а для корпоративных систем "Закон об ЭЦП" устанавливает особый статус регулирования, определяемый владельцем системы.
Тем не мене, следует отметить, что закон предусматривает обязательное лицензирование деятельности т.н. удостоверяющих центров (УЦ - в некотором смысле электронный аналог нотариуса - подписывает в электронном виде образцы подписей). И эта сфера бизнеса, интерес к которой во всем мире постепенно возрастает, оказывается жестко зарегулированной и практически недоступной для частного бизнеса.
В связи с изложенным, необходимо дать несколько практических рекомендаций владельцам систем, использующих ЦП, и их пользователям.
Согласно п. 2. статьи 1. закона "Об электронной цифровой подписи"
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.
Следовательно, необходимо определить сферу действия настоящего закона.
В федеральном законе "Об электронной цифровой подписи" (далее по тексту закон об ЭЦП) вводится понятие ЭЦП:
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
Таким образом, понятие ЭЦП неразрывно связывается с понятием сертификата ключа и понятием криптографического преобразования.
Следовательно, к системам ЭЦП следует относить системы подтверждения подлинности с использованием сертификатов и основанных на криптографических преобразованиях.
В законе дано определение сертификата ключа, электронной цифровой подписи.
сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;
Понятие криптографического преобразования в законе и иных нормативных документах, имеющих юридическую силу, отсутствует.
С другой стороны, понятие средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и шифровальных средств имеется в ведомственных документах ФАПСИ. Так же некоторые производители позиционируют свою продукцию, как СКЗИ, или как шифровальные средства.
В связи с этим средства цифровой подписи (устоявшийся международный термин digital signature), построенные без использования системы сертификатов, а именно такие системы в большинстве используют Российские потребители не являются системами ЭЦП, с точки зрения определения закона. Более того, системы с использованием сертификатов, но без создания удостоверяющих центров, а также системы в которых подписи зарегистрированы на юридическое лицо, с точки зрения рассматриваемого закона относятся к иным аналогам собственноручной подписи и законом не регулируются.
Таким образом:
Системы без использования сертификатов или УЦ
Не регулируются законом "Об ЭЦП". Регулирование в них основано на следующих документах:
Какое положение по отношению закона занимают системы, использующие сертификаты и удостоверяющие центры.
Возможно несколько случаев:
Если Ваша система цифровой подписи не является СКЗИ или шифровальным средством , квалифицирующим признаком чего является наличие сертификата ФАПСИ на используемые средства, или позиционирование разработчиком своих разработок, как шифровальных средств или СКЗИ. В этом случае регулирование ее использования находится вне сферы рассматриваемого закона, и регулируется аналогично случаю
Дополнительная информация.
Как определить корпоративный статус системы.
В случае если пользователи системы, подключены к единому поставщику услуг, имеющему удостоверяющий центр, и работают на основе договора. Система является корпоративной. Для однозначного отнесения системы к корпоративной в договоре на оказание услуг необходимо:
В этом случае система определяется как корпоративная в независимости от каналов доступа (Интернет, телефон и т.д.), поскольку в этом случае сети публичных провайдеров используются исключительно как транспортная среда и не служат для оказания публичной услуги. Квалифицирующим признаком "корпоративная система", служит отсутствие возможности подключения к системе пользователя публичных систем без предварительного заключения договора.
Поскольку, как и в предыдущем случае Ваша система цифровой подписи не является СКЗИ или шифровальным средством, квалифицирующим признаком чего является наличие сертификата ФАПСИ на используемые средства, или позиционирование разработчиком своих разработок, как шифровальных средств или СКЗИ, постольку регулирование ее использования находится вне сферы рассматриваемого закона, и регулируется аналогично случаю Системы без использования сертификатов или УЦ.
Если Ваша система основана на криптографических преобразованиях, квалифицирующим признаком чего является наличие сертификата ФАПСИ на используемые средства, или позиционирование разработчиком своих разработок, как шифровальных средств или СКЗИ,
В этом случае согласно закону, система является корпоративной системой ЭЦП и регулируется по Статье 17 закона "Об ЭЦП".
Порядок использования электронных цифровых подписей в корпоративной информационной системе устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы или соглашением участников этой системы.
Дополнительно в этом случае, согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельности Вам необходимо получить:
По сравнению с предыдущим вариантом, накладывается дополнительное ограничение, связанное с необходимостью использовать только, сертифицированное программное обеспечение.
В случае использования внешнего УЦ, требование на получение лицензии на деятельность УЦ, снимается.
Таким образом, существуют две схемы регулирования, одна наиболее общая - на основе Гражданского Кодекса и решениях Арбитражного суда (эта схема в ближайшее время найдет свое отражение в новом законе "Об электронных подписях"), другая более узкая, регулирующая использование ЭЦП (в смысле определений, данных в законе).
Обозначив, первую схему I, а вторую II, можно указать способы регулирования для всех типов систем в виде таблицы, во второй строке указано наличие дополнительных лицензий, получение которых необходимо.
Лицензия №1 - лицензия на деятельность по оказанию услуг, связанных с использованием ЭЦП.
Лицензия №2 - лицензия на деятельность УЦ.
Волчков Алексей Анатольевич, президент ассоциации "РусКрипто"
Опубликовано: Всероссийская конференция "Автоматизация делопроизводства и электронный документооборот в органах власти"