ИТ и государство. Год 2016
Несколько лет назад органы государственной власти взяли курс на активную автоматизацию. Что изменилось за последний период и какое достижение можно считать главным на текущий момент? Своими мыслями о развитии ИТ в госсекторе поделился замдиректора по работе с органами государственной власти DIRECTUM Тимур Меджитов.
Как вы оцениваете динамику развития федеральных информационных систем государства в 2014-2015 годах?
Значительная положительная динамика развития федеральных информационных систем наблюдалась с 2011 по 2014 годы, в период становления электронного правительства, когда запускался СМЭВ, единый и региональные порталы государственных услуг. Результаты проектов стали заметны в 2014-2015 годах, когда граждане реально начали активно пользоваться предоставленными электронными услугами.
Сейчас ведутся активные работы по повышению вовлеченности граждан и повышению удобства использования сервисов, поэтому в ближайшие 2-3 года мы получим вторую волну откликов, которая позволит понять, получилось ли сделать сервисы реально удобными и понятными для нашего населения.
При этом следует отметить, что до сих пор есть ряд сервисов, динамика развития которых оставляет желать лучшего, например, построение единой системы здравоохранения, единой системы ЖКХ.
Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации?
Ключевой проблемой видятся размеры нашей страны: Россия – большая страна с большим количеством федеральных органов власти и регионов, которые являются участниками проектов по информатизации. В результате возникают проблемы координации: увеличиваются сроки реализации проектов, дублируются решения в разных ведомствах, не всегда синхронизируются между собой законы и подзаконные акты.
Еще одна проблема – недостаток компетенций в переводе конкретных предметных областей в электронный вид. При этом при реализации проектов часто бóльшее внимание оказывается технологической составляющей, нежели правильной реализации предметной области в электронном виде и ее оптимизации с учетом электронных возможностей. В результате проекты затягиваются по времени, часть результатов предыдущих проектов приходится переделывать.
Приведите пример наиболее яркого/значимого государственного ИТ-проекта (федерального или регионального) последних лет.
Во-первых, реализация таких масштабных проектов привела к появлению нового поколения ИТ-руководителей в федеральных и региональных ведомствах, которые считали делом чести качественно реализовать поставленные задачи по информатизации. Во-вторых, начало использования СМЭВ и перевод услуг в электронный вид привели к изменению парадигмы работы органов власти в части повышения открытости, понятности работы и клиентоориентированности по отношению к гражданам.
С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов?
В регионах до сих пор существует проблема с каналами связи. В отдаленных районах каналы либо исключительно слабые, либо отсутствуют совсем. Естественно, что при их подключении встает вопрос поддержки эффективности – нужна ли вообще в таких малонаселенных районах автоматизация, и что произойдет, если эта часть пользователей выпадет из проектов по информатизации региона? Ещё одна проблема – это соотношение внутренних потребностей регионов и федеральных задач по информатизации с возможностями субъектов федерации. Мало кто из регионов может сказать, что он полностью обеспечен финансированием, в итоге многим приходится выбирать проекты из списка по критерию «невозможно отложить и нужно сделать сейчас или даже вчера».
Какие технологические тренды вы отметили бы применительно к государственной информатизации?
Главный тренд, который мы выделяем сейчас, – импортозамещение. Хотя это и не технологический тренд в чистом виде, сегодня именно импортозамещение оказывает основное влияние на государственную информатизацию.
Еще один тренд, который выходит на «плато продуктивности» – мобильные технологии. Если ранее мобильность рассматривалась как дань моде или желание апробировать для себя новые технологии, то текущие проекты уже направлены на решение реальных задач, в которых мобильные приложения используются на постоянной основе и являются или серьезным дополнением и альтернативой классическим способам работы с информационными системами.
Отдельное внимание стоит уделить интеграции информационных систем. В органах власти уже сформирован пул приложений для решения различных государственных задач, при этом часто они функционируют независимо друг от друга.
Как вы оцениваете перспективы импортозамещения в госсекторе?
Импортозамещение определенно является одним из ключевых направлений развития в нашем государстве и поддерживается на законодательном уровне. Таким образом, данный тренд будет развиваться и дальше. Однако при оценке реальной замены продуктов в органах власти следует соизмерять выгоды, которые будут получены от внедрения отечественных продуктов и СПО, и затрат на освоение технологий и поддержку их работоспособности. Здесь нужен предметный анализ на уровне конкретных ведомств, пилотные проекты и оценка эффективности таких проектов.
Каковы по-вашему перспективы гособлаков (тенденций консолидации вычислительных ресурсов ведомств)?
Данное направление видится полезным и правильным, а с учетом активной позиции Минкосвязи в части перевода информационных ресурсов в Гособлако проект должен быть успешным. Ключевым риском, который сейчас видится с нашей стороны, это каналы связи между выбранными местами дислокации элементов Гособлака в регионах и реальными пользователями. Если данный риск не будет закрыт, то пользователи могут столкнуться с медленной работой приложений и сервисов, с которыми они привыкли работать сейчас.
Есть ли примеры государственно-частного партнерства в вашей практике? Как вы оцениваете перспективы этого направления в сфере ИТ?
ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги. Спецификой наших продуктов и сервисов является ориентация на внутренних пользователей государственных органов, таким образом к нашим продуктам схема ГЧП мало применима.