Интеграция с ERP-системой
ИТ-инфраструктура помогает выстраивать и поддерживать бизнес-процессы предприятия на эффективном уровне. На предприятиях крупного масштаба существует множество различных информационных систем, и проблема их объединения становится все более актуальной. Интеграция решает такие проблемы, как двойной ввод данных, чрезмерные внутренние коммуникации, дорогостоящие лицензии для пользователей, которым необходимы данные двух или более систем.
В ряде случаев задача интеграции решается внедрением дополнительной системы (SOA, шина данных), способной объединить уже существующие, в других – дорабатываются инструменты интеграции между системами, в третьих – одна из систем замещается той, которая наилучшим образом отвечает требованиям и способна быть более гибкой при интеграции с другим ИТ-системами.
Почему ERP и ECM?
Внедрение систем класса ERP – достаточно затратная статья ИТ-бюджета: дорогостоящие лицензии, обучение, внедрение и сопровождение… По мнению экспертов одним из способов оптимизации инвестиций может выступать параллельное внедрение ECM системы и ее интеграция с ERP, что позволит повысить ROI, обеспечить более быструю окупаемость, облегчить процесс внедрения и получить первые результаты. ECM-системы имеют возможности простого доступа к корпоративному контенту, удобного интерфейса по сравнению с ERP и, как правило, более дешевые клиентские лицензии. Для пользователей, нуждающихся в информации из ERP на просмотр и согласование, функций ECM – достаточно. При этом должна быть налажена хорошая интеграция между ERP и ECM.
ERP и ECM системы принимают различное участие в бизнес-процессах предприятия. Задачами ECM в частности являются накопление контента (документов и знаний), управление бизнес-процессами, организация полноценного поиска документов как атрибутивного, так и полнотекстового. А задача ERP - управление ресурсами предприятия с использованием единой транзакционной системы для большинства операций и бизнес-процессов.
Для ERP-систем документ – это подтверждение факта какой-либо операции с ресурсами предприятия, и создается он в системе автоматически, нет необходимости в его подготовке или согласовании. Для документа в ERP-системе, например, наличие электронной подписи вообще не является значимым, так как вся цепочка событий, которые привели к появлению документа, фиксирована.
Для ECM-систем документ – это ключевое понятие и рассматривается как результат взаимодействия в ходе бизнес-процесса. Здесь немаловажное значение имеет процесс и результат -> документ. В отличие от систем ERP, в ECM системах речь идет не об управлении ресурсами предприятия, а о поддержке совместной работы участников бизнес-процесса на основе движения документов (docflow) и об общем управлении потоками работ (workflow).
В таком различии в подходах нельзя сказать, что какая-то система лучше или хуже – каждая подходит для своих задач. Важно найти точки взаимодействия и правильно его выстроить.
При этом ECM-система универсально работает с разными документами, поэтому предназначена для широкого круга пользователей на предприятии. ECM становится для пользователей своеобразной точкой входа, которая обеспечивает доступ к информации в привычном для пользователя приложении, то есть у него нет необходимости изучать интерфейс систем, заточенных под определенные бизнес-процессы (ERP, CRM, HR-системы и т.д.).
Реализация интеграции
Цель рассматриваемой нам интеграции – это единство информационного пространства. Это означает что в обеих интегрируемых системах должна содержаться непротиворечивая информация (то есть данные одной системы не должны вступать в конфликт с данными другой, не должно быть ситуаций, когда что-то «не сходится»). При этом необходимо определить какие данные должны быть идентичными, а что останется вне поля интеграции (данные в каждой системе естественно детальнее, шире по своей сфере).
Интеграция таким образом решает не только проблему многократного ввода информации, но и способствует тому, что данные остаются актуальными, полными и непротиворечивыми в разных ИС.
Односторонняя интеграция – это более простой вариант, при этом одна из систем хранит основные данные (мастер-данные) и только передает их в другую для использования. В процессе обмена данными одна из систем выступает в роли источника, то есть в этой системе данные создаются изначально, а другая – приемника, то есть в эту систему данные затем передаются.
Для обеспечения сквозных процессов может применяться и двусторонняя интеграция. В случае двусторонней интеграции система-источник и система-приемник будут меняться ролями. Это более сложный вариант, так как должны быть предусмотрены варианты решения конфликтов данных.
Пример интеграции
В качестве примера приведем интеграцию ECM-системы с системой класса ERP (SAP) для автоматической передачи информации о работниках, их должностях, категориях, персонах, организационных единицах, подразделениях и организациях в ECM-систему.
Все данные о работниках и подразделениях организации хранятся в модуле «Управление персоналом» системы SAP. Для комплексной автоматизации процессов управления контентом в ECM-системе на всех этапах его жизненного цикла необходимы актуальные данные о работниках, подразделениях организации и организациях, как основных участниках процесса документооборота.
Для исключения двойного ведения справочной информации в ECM и SAP необходимо обеспечить автоматическую загрузку указанных данных в ECM-систему, для этого необходимо выполнить интеграцию ECM- и ERP-систем.
Для интеграции могут использоваться веб-сервисы – программные службы со стандартизированными интерфейсами и идентифицируемые веб-адресом, которые обеспечивают взаимодействие программных систем.
В случае интеграции SAP с ECM-системой DIRECTUM, SAP может обращаться к веб-сервисам DIRECTUM напрямую, либо с помощью специализированной инфраструктуры обмена данными – SAP PI(XI), которая обеспечивает достоверную доставку данных между системами.
Таким образом, решается основная задача, которую должна решать комплексная информационная система предприятия, – обеспечение каждому участнику бизнес-процесса доступа к полной достоверной информации о бизнес-объекте.