Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): определение, понятия, процедуры
Межведомственное взаимодействие возникает при предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций. Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции построения Электронного правительства.
Предпосылки появления СМЭВ
Глава 2, статья 7 ФЗ №210 гласит, что «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя <…> предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций».
Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна», ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.
Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность передаваемых данных.
Что собой представляет Система межведомственного электронного взаимодействия
Фактически СМЭВ является информационной системой, объединяющей:
- базы данных, в которых среди прочего содержатся сведения об используемых органами и организациями технических средствах;
- историю предоставления сведений;
- а также сами технические и программные средства, позволяющие органам и организациям взаимодействовать через СМЭВ.
С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».
На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных ведомств и кредитных организаций.
СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры, отправляющие запросы и получающие ответы.
Регистрация и получение доступа к сервисам Системы межведомственного взаимодействия
Регистрация
Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти определенную процедуру:
- оформить заявку на присоединение к регламенту обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде;
- оформить заявку на регистрацию информационной системы, посредством которой будет реализован сервис;
- запрограммировать электронный сервис, опираясь на требования оператора и следуя методическим рекомендациям по работе со СМЭВ;
- обеспечить защищенность канала и доступность сервиса;
- предоставить типовое описание формата сервиса, а также руководство пользователя, паспорт сервиса, контрольные примеры и сертификат ЭП органа власти (открытый ключ).
Получение доступа
Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений потребуется:
- выбрать сервис, при помощи которого можно получать необходимые сведения, для этого необходимо ознакомиться с описаниями сервисов;
- оформить заявку на присоединение к регламенту;
- обеспечить доработку собственной ИС, чтобы она соответствовала требованиям оператора Системы межведомственного взаимодействия, а также методическим рекомендациям по работе со СМЭВ;
- оформить заявку на предоставление доступа к сервису и направить ее в департамент государственной политики в области создания и развития Электронного правительства;
- получить подтверждение о предоставлении доступа к сервису (в ряде случаев заявителю может быть отказано в доступе).
Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ в разделе часто задаваемых вопросов.
Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия
В ходе реализации знаковых проектов в органах государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской, Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.
В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные (муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит следующим образом:
На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач, закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:
- получение региональными органами исполнительной власти сведений от федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ;
- предоставление региональными органами исполнительной власти сведений федеральным органам исполнительной власти;
- обмен сведениями между региональными органами исполнительной власти в электронном виде через СМЭВ.
Бизнес-решение включает в себя не только разработку и внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.
С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.