Дата материала: 02.12.2024

Дорожная карта проекта:
виды, примеры, полезные сервисы

Вам поручили новый проект! Голова идёт кругом: информации много, задач ещё больше, не очень понятно, за что браться в первую очередь. Знакомо? Чтобы сосредоточиться на главном и не утонуть в мелочах, используйте дорожную карту проекта.

Для чего нужна дорожная карта

Дорожная карта или roadmap (роадмап) — бизнес-документ, который содержит всё самое главное о проекте: стратегию, цели, приоритетные задачи и временные рамки для их достижения. Roadmap составляют перед планом проекта. План, в свою очередь, посвящен конкретным шагам, и отвечает на вопрос, как именно будет достигаться намеченный результат.

Виды дорожных карт

  • продуктовые. Посвящены сценарию создания или продвижения продукта, линейки товаров или услуг. Нужны не только для слаженной работы команды, но и для поиска партнёров, инвесторов, заказчиков;
  • корпоративные. Показывают вектор движения компании или конкретного отдела, например, ключевые показатели и сроки их достижения. Как правило, составляются на долгосрочный период;
  • образовательные. Демонстрируют путь освоения новых компетенций. Такая дорожная карта пригодится, если вы претендуете на новую должность и хотите представить руководителю план своего обучения.

Составляя перед запуском проекта его roadmap, вы раскладываете информацию по полочкам. В итоге получаете наглядный маршрут из точки А в точку Б, а также ресурсы, которыми располагаете для прохождения этого пути.

Кто использует роадмап в работе

Дорожная карта развития проекта будет полезна всем его участникам:

  • руководители следят за сроками, отслеживают темпы работы команды;
  • исполнители видят общую стратегию и отдельные зоны ответственности, понимают, кто и за что отвечает, могут заранее оценить свою загрузку;
  • заказчики или инвесторы еще на старте получают примерную оценку сроков, основные этапы, возможные риски.

Для одного продукта можно составить несколько дорожных карт. Например, в версии для руководителя и инвестора сосредоточиться на прогнозируемых результатах и сроках их достижения, а вариант для разработчиков построить вокруг релизов.

С чего начать создание дорожной карты

Шаг 1. Определить цель. Она должна быть понятной и достижимой. Для этого используйте одну из техник постановки целей, например, SMART или MBO.

Шаг 2. Декомпозировать цель на задачи и расставить приоритеты. Выясните, какие работы нужно выполнить в первую очередь, и какие контрольные точки будут сигнализировать об успешном завершении задачи.

Шаг 3. Выделить крупные этапы и прописать сроки. Пока без деталей, общий таймлайн по этапам и дедлайн для каждого этапа.

Шаг 4. Назначить ответственных. Можно указать команду, отдел, должность сотрудника. Имена и фамилии прописывать не обязательно.

Дорожная карта подходит и тем, кто работает по agile-методологии, и сторонникам waterfall (каскадный метод). В первом случае многие процессы происходят параллельно, во втором — каждый новый этап начинается после завершения предыдущего.

Как и где создавать дорожные карты

Roadmap может иметь любой формат: текстовый документ, таблица, интерактивный график. Главное, чтобы карта была информативной и понятной для всех участников.

Онлайн-инструменты визуализации помогают в создании и ведении дорожной карты: вам нужно только выбрать шаблон и настроить его под свой проект. Ниже рассмотрим самые популярные форматы карт и сервисы для их ведения.

Таблица

Один из самых простых способов создать дорожную карту по реализации проекта. В столбцах можно прописать этапы или сроки, в строках — характеристики, исполнителей, результаты и т. д.

Где составить? В Microsoft Excel или его любом аналоге для составления онлайн-таблиц, чтобы каждый участник имел доступ к актуальной версии, мог оставлять свои комментарии.

Дорожная карта проекта
Дорожная карта проекта развития искусственного интеллекта до 2030 года представлена в виде текста и таблиц
Источник: https://digital.gov.ru/ru/documents/6658/

Канбан-доска

Представляет собой несколько колонок, каждая из которых содержит карточки с задачами или другим содержанием на ваше усмотрение. Колонки канбан-доски могут соответствовать этапам или статусам «В работе», «Выполнено» и т. д.

Где составить? Система управления проектами Directum Projects, онлайн-сервисы WEEEK, Kaiten, Яндекс.Трекер.

Пример дорожной карты подготовки конференции в виде канбан-доски
Пример дорожной карты подготовки конференции в виде канбан-доски

Диаграмма Ганта

С помощью этой горизонтальной столбчатой диаграммы наглядно видно, как соотносятся этапы работы над продуктом между собой, и сколько занимает каждый период на шкале времени (недели, месяцы, годы). В виде цветных отрезков на диаграмме отображаются задачи и подзадачи, у каждой есть дата старта и завершения.

В виде диаграммы Ганта можно представить не только roadmap проекта, но и его более подробный план с описанием каждого этапа работ.

Где составить? Инструмент есть во многих CRM и системах управления проектами: Directum Projects, GanttPRO, WEEEK, Битрикс24.

Задачи и подзадачи в диаграмме Ганта
Задачи и подзадачи в диаграмме Ганта

Дорожная карта как часть экосистемы управления проектами

Роадмап особенно эффективен в тех случаях, когда он интегрирован с другими инструментами, которые вы параллельно используете в управлении проектами. То есть в одном интерфейсе вы можете построить дорожную карту, открыть связанный документ, поставить задачу исполнителю, создать тикет на канбан-доске.

Всё это уже реализовано в профессиональных информационных системах управления проектами, таких как Directum Projects. Диаграмма Ганта поможет настроить последовательность этапов работ, на Agile-досках все задачи будут под контролем, а для оценки текущего этапа предназначен интерактивный отчёт «Дорожная карта».

Интерактивный отчёт «Дорожная карта» в системе Directum Projects
Интерактивный отчёт «Дорожная карта» в системе Directum Projects
 

Экосистемный подход в управлении проектами — это в первую очередь удобство пользователей. Все участники находятся в одном рабочем контуре, а значит, возрастает скорость коммуникации, появляется возможность оперативно реагировать на изменения.

В экосистеме Directum Projects руководители составляют план проекта, распределяют ресурсы, а затем отслеживают показатели с помощью гибких отчётов, таких как дорожная карта и контрольные точки. Из плана можно в несколько кликов создать тикет на Agile-досках, а исполнители получат уведомление и возьмут задачу в работу

Никита Аксянов
руководитель команды продвижения Directum Projects

Что в итоге? 5 признаков того, что roadmap составлен правильно

  1. Чётко прописана цель. Нет размытых формулировок, всем участникам понятно, к какому результату стремиться.
  2. Карта визуально понятная и удобная в работе. Даже если это текстовый документ, то в нем есть разделы, заголовки, полезные ссылки.
  3. Документ доступен всем участникам: от руководителей до исполнителей. Хорошо, если в выбранном инструменте для ведения дорожной карты можно ограничить права на редактирование.
  4. Вы предусмотрели возможные риски, продумали запасные варианты и пути решения возможных проблем. Для этого поможет анализ предшествующих или похожих проектов.
  5. Roadmap постоянно актуализируется. Могут сдвигаться сроки, меняться команда. Это нормально, но важно сразу же вносить изменения в карту, иначе она будет существовать только «для галочки».

Планируете внедрять цифровые инструменты?

Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна
0

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна